В театре имени Вахтангова над этой принцессой Турандот не властно время.
При этом артистка упорно отказывалась сниматься в кино, и никого не пускала в свою личную жизнь.
Зрители часто не догадываются, что происходит за кулисами.
Да и зачем им знать про ту, закулисную жизнь.
Они пришли в театр, чтобы получить праздник для души.
Но никогда за кулисами театра не было такого напряжения, как 13 апреля 1974 года.
В этот вечер давали Принцессу Турандот с Юлией Борисовой в главной роли.
Когда Юлия Константиновна вошла в здание в театра, многие просто не могли в это поверить, потому что спектакль хотели отменять.
И спектакль состоялся.
Зрители были в восторге, и вызывали несколько раз на бис.
Все это было невероятным, потому что именно в этот день Юлия Константиновна узнала о смерти самого любимого человека, своего мужа Исайя Исааковича Спектора.
И в этот вечер она тоже должна была выйти победителем.
Сохранить себя, сохраняя верность принципам, которые когда-то, в самом начале, получила от своего мужа.
Он учил ее: ты не имеешь права болеть, если у тебя спектакль, зритель ничего не должен знать о твоих проблемах.
Она так и жила замкнуто, не публично, без интервью.
Не обронив напрасно ни единого слова.
Преображение касается не только внешности, но и возраста актрисы, которая несколько лет назад отметила свой девяностолетний юбилей.
Этим искусством находится вне возраста часто пользовались режиссеры.
И если бы она для этого прилагала какие-то специальные усилия! Близкие говорят, что в суете домашних дел у нее даже на зарядку нет времени! Это чудо грандиозной перемены на сцене ее сопровождало всегда.
Все близкие были против ее поступления в театральное училище.
Только мама сказала: Попробуй, чтобы потом не жалеть всю жизнь.
Она была такой же как все девочки на курсе.
Но стоило ей выйти на этюд - она сыграла Наташу Ростову - и о ней заговорили и в училище имени Щукина, и в театре Вахтангова.
Борисову уже на втором курсе легко приняли в театр.
Она играла, что предлагали - и современные пьесы, и Шекспира, и Гюго.
Но вдруг она встретила своего режиссера Александру Ремизову.
Актрисе предложили сыграть Анисью в пьесе На золотом дне.
И о ней заговорила Москва.
Но именно в это время самых первых успехов с ней произошла какая-то важная перемена.
Она взяла и приподнялась над внутритеатральной суетой.
Для закулисной среды это стало и до сих пор остается шоком: так вести себя не принято, особенно если ты хочешь сохранить статус примы.
Актеры знают, что настоящую многомиллионную популярность дают съемки в кино.
Свой первый кинематографический опыт Юлия Борисова посчитала неинтересным и сказала, что обойдется в жизни без этого вида искусства.
Ивану Пырьеву, чтобы уговорить Юлию Константиновну сняться в роли Настасьи Филипповны в Идиоте.
пришлось аккуратно действовать через мужа Борисовой.
Все режиссеры хотели ставить спектакли с Борисовой, авторы хотели писать на нее.
Алексей Арбузов посвятил ей ставшую легендой Иркутскую историю, каждый раз приходил за кулисы смотреть, как она играет и плакал от восторга.
Леонид Зорин, посмотрев Варшавскую мелодию с Борисовой, по-новому прочитал свою пьесу, которую он писал, как трагедию, а она стала рассказом, что жизнь прекрасна всему вопреки.
И она всегда умела со сцены слышать зрителя.
Как только терялась зрительная энергия, прямо во время спектакля Борисова корректировала свою роль, меняла акценты, выдавала новый смысл.
Возможно ее отказы сниматься в кино связаны как раз с тем, что там невозможно услышать зрителя? Она продолжала отвергать сценарии с самыми заманчивыми предложениями.
И после Идиота согласилась только однажды, когда Георгий Натансон ставил фильм Посол Советского Союза, где надо было сыграть Александру Коллонтай.
Почему Юлии Борисовой и Михаилу Ульянову не удалось искупаться во время гастролей в Америке? Чем она сильно удивила режиссера Георгия Натансона? Какой могла бы быть атмосфера за кулисами вахтанговского театра, не будь в ней героини фильма? Свою личную жизнь Борисова тоже сделала тайной.
Без комментариев, без публичных фотографий всем семейством.
Когда случались беды, она не выносила их на всеобщее обсуждение.
О ее страданиях не знает ни один человек за дверьми ее дома.
А потом вдруг вышла к журналистам, чтобы то ли извиниться перед ними за все годы без интервью, то ли объясниться.
- Если у меня будет беда, если будет плохо, я пойдут к вам, журналисты, но я должна молчать у меня есть на это личные причины.
И всем стало понятно, - рассказывают авторы фильма - что многолетнее молчание загадочной Турандот - не безосновательно, что это продумано и обусловлено обстоятельствами.
И от актрисы все тактично отошли.
В каком спектакле она впервые сыграла отрицательную роль? За что в театре ее называют графиней? Что Юлия Борисова подарила Марии Ароновой?