В 1968 году режиссер Евгений Ташков приступил к съемкам сериала Адъютант его превосходительства.
Обаятельного Павлова он утвердил на роль красноармейца Сиротина.
Но Виктору хотелось сыграть бандита Мирона Осадчего.
Попробовался - и слету копнул так глубоко, что неожиданно нашел в этом герое что-то человеческое… И в его исполнении убийца вызывал даже сочувствие! А ведь с этой ролью Павлова связана и его самая большая творческая обида.
Какая? Об этом в фильме вспомнит Юрий Соломин… А тогда Виктор Павлов для себя твердо решил, что отныне специально будет выбирать отрицательные роли, но играть их так, чтобы зрители сопереживали именно ему.
Особенность дарования Павлова оценила вся страна, когда на экраны вышел фильм Место встречи изменить нельзя, где Виктор снова играл бандита.
Кульминационным моментом картины стала сцена, где Высоцкий-Жеглов убивает Павлова-Левченко.
И - парадокс! - зрители в эту минуту ненавидели Жеглова! Но мало кто знает, что именно Высоцкий порекомендовал режиссеру Станиславу Говорухину взять в картину Виктора.
Пути Павлова и Высоцкого пересеклись еще в уличном детстве, которое пришлось на трудные послевоенные годы.
Из-за маленького роста и потешной внешности Павлов частенько становился объектом насмешек.
Но гордость и самолюбие в нем всегда были сильнее страха.
Парнишка знал единственный способ ответить обидчику - дать ему в морду.
Однажды Павлова так отмутузили, что повредили правое ухо, и с тех пор оно слегка оттопыривалось.
То самое, из-за которого знаменитый Гайдай и взял его на эпизодическую роль студента в фильм Операция Ы и другие приключения Шурика.
Хотя Павлова это и задело, но он по-своему отомстил гению комедии - сыграл так ярко и выпукло, что зрители воспринимают его героя как главного в этой новелле… А ведь для самого Виктора экзамены в институт действительно стали праздником.
В 1959 году он подал документы в цирковое училище, Школу-студию МХАТ и театральное училище имени Щепкина.
И везде был принят! Щепкинское училище он выбрал потому, что сама Вера Пашенная захотела, чтобы Виктор учился у нее.
После окончания училища Павлова и его закадычного друга -однокашника Олега Даля пригласили в театр Современник.
Они играли вместе во многих спектаклях.
Только Олег всегда был в главных ролях, а Виктор на подхвате.
И Павлов ушел со скандалом, хлопнув дверью.
Самое интересное, рассказывается в документальном фильме, что с Далем Павлов продолжал дружить, а вот обида на Современник у него так и не прошла.
Зато с распростертыми объятиями его тут же принял театр Ермоловой.
И это был настоящий подарок судьбы: тут Виктор встретил любовь всей своей жизни - Татьяну Говорову.
И с тех пор каждый день их совместной жизни стал и праздником, и экзаменом, и приключением.
Потом еще были и Театр им.
Вл.
Маяковского, и Малый театр и др.
Виктор Павлович уходил, когда считал нужным, и возвращался, когда хотел - не оправдываясь.
Однажды Павлов объяснил жене все свои поступки одной фразой: Птица поет один раз.
Он был внутренне свободным человеком и как только чувствовал зависимость, улетал… Как актер заступился за молодую актрису? Какую роль, которую никогда не увидят зрители, Павлов сыграл в гостинице Аркадия? Узнаете из фильма.
Хотя снимался Виктор много, начиная уже с 20 лет, своей главной роли все не было.
Пока, наконец, в 1978 году роль в фильме Уходя - уходи Виктор Мережко создавал исключительно в расчете на актера.
Казалось, это круто изменит судьбу артиста.
Но нет, Павлов по-прежнему был вишенкой на тортик.
И, как всегда, в трудные минуты, его спасала сцена Малого театра.
В его доме всегда было много живности.
Да и языком пернатых Виктор Павлович владел свободно.
Свистеть он научился еще в детстве, когда поднимал в небо стаи голубей.
Павлов всю жизнь мечтал увидеть, как белоснежные красавцы парят над его любимой Театральной площадью.
Ради этого блудный сын и вернулся в родной Малый окончательно и бесповоротно.
Задорный характер Павлова никому не давал расслабиться, да так, что партнеры его выходок побаивались.
Валерий Гаркалин никогда не забудет свой дебют в кино в фильме Катала, где его угораздило нарваться на Виктора Павловича.
Вот как рассказывает об этом сам тогдашний дебютант: - Окровавленный Виктор Павлович смотрит на меня.
И все зависит только от того, как я сыграю этот крупный трагический план.
И вдруг, зная, что его звук не записывается, Виктор Павлович говорит мне: Что ты, коммуняка, со мной сделал? Как я теперь поеду в метрополитене имени Ленина?.
Не знаю, какие силы мне помогли не рассмеяться… С тех пор я его прозвал Виктор Падлович Падлов.
Задиристого, но такого любимого актера победила болезнь - от третьего инсульта оправиться он уже не смог.
Место Павлова так занять никто и не сумел - ни в кино, ни в театре, ни в сердцах тех, кто его любил.
А сам он верил, что души актеров переселяются в белых голубей… Как Павлов извинялся перед партнерами? Что подарили ему на юбилей? Какие вольности прощал ему Юрий Соломин?