Фильм по рассказу Владимира Богомолова Иван в 1961 году предлагают переснять молодому дебютанту Андрею Тарковскому, который впоследствии получит главный приз кинофестиваля в Венеции, а потом еще более десяти наград на различных зарубежных кинофестивалях! На одну из центральных ролей в фильме режиссер планировал молодого артиста Театра имени Пушкина Владимира Высоцкого.
Но вместо Высоцкого капитана Холина сыграл Валентин Зубков, который пришел в кино из художественной самодеятельности и не имел никакого специального образования! Тарковский, по свидетельству оператора Вадима Юсова, никогда не снимал людей актерски неподготовленных, выбирал только очень одаренных актеров.
Персонаж Зубкова должен был выглядеть умудренным человеком с большим жизненным багажом и опытом прошедшей войны.
Военный опыт у Валентина Зубкова был - он был летчиком-истребителем, но об этой странице своей биографии он не очень-то любил распространяться.
Зубков в основном выполнял разведывательные полеты над территорией врага.
Разведка требовала максимального напряжения сил, и у Зубкова открылся туберкулез.
Он был признан инвалидом войны, но после этого трагического для него известия Зубков прожил еще много счастливых лет в кино.
Он, что называется, попал в типаж - добрый, честный, благородный и волевой.
Роль капитана Холина стала пиком карьеры актера, а кадры прогулки Холина в роще с красивой медсестрой Машей и поцелуй, снятый из траншеи, когда девушка зависла на его руках над ямой, - вошли в сокровищницу мирового кинематографа.
Тарковский вкладывал особый смысл в эту сцену: Поцелуй над траншеей отдаленно и очень непрямо должен был ассоциироваться у зрителя с поцелуем у могилы - и Холин, и Маша потом погибли.
К несчастью, дальнейшая карьера в кино и Зубкова, и исполнительницы роли Маши - Валентины Малявиной быстро угасла, а в жизни произошли трагические события