Молоко, обогащенное витаминами, йогурт с живыми бактериями, творожок с кальцием, шампунь с брильянтовой пылью.
Полезные добавки.
Сейчас они есть во многих продуктах, средствах бытовой химии и парфюмерии.
Производители обещают нам, что, съев творог с кальцием, вы подрастёте, выпив стакан витаминизированного молока, перестанете болеть, а волосы, вымытые обогащенным шампунем, сразу заблестят.
Мы узнали, есть ли польза в полезных добавках, как продукт становится исключительно натуральным, сколько кальция в обогащенном творожке и о каких добавках нам не рассказывают в рекламе.
Творожок для роста.
Обогащен кальцием - такие надписи есть на этикетках некоторых молочных продуктов.
Все мы знаем, что кальций очень полезен, поэтому с удовольствием покупаем обогащенный творожок, йогурт и молочный десерт.
Но, по идее, кальций должен быть в любых молочных продуктах - и в твороге, и в молоке, и в йогурте.
В молоке - 120 миллиграммов, в твороге до 150, он своего рода концентрат молока.
В домашних условиях определить, сколько кальция в твороге - невозможно.
Но есть простое правило: количество кальция напрямую зависит от жирности.
Вопреки распространенному мнению, чем больше жирность, тем меньше кальция.
Кстати, больше всего кальция в твердых сырах, типа пармезана.
Примерно в 5 раз больше, чем в твороге или молоке.
Исключительно натуральный продукт - эту надпись можно встретить и на колбасе, и на творожках, и на молоке.
Мы выяснили, что это значит.
Собрали с полок все продукты, на которых есть надпись натуральный, и привезли эксперту.
По его мнению, некоторые из этих продуктов нельзя называть натуральными.
В одном нет натурального сока, хотя это указано на этикетке.
В другом, помимо натуральных, немало химических веществ.
Мы решили поступить с производителями этих продуктов точно так же, как они поступают с покупателями.
Приготовили производителям подарки от нашей программы.
На кружках и грамотах крупно написали: Программа Среда обитания от имени потребителей благодарит вас за то, что вы делаете исключительно натуральные продукты, а с другой стороны мелким шрифтом пометили: мы обязательно расскажем о том, что в вашей продукции есть пищевая химия.
На этикетке можно писать только правду.
По закону, производитель обязан поступать именно так.
Но правда тоже бывает разная.
Мы решили сами разработать абсолютно натуральный витаминизированный продукт и честно получить добро авторитетных организаций.
Разрабатываем упаковку: натуральное, ароматное, витаминизированное пюре с добавлением луговых трав.
Без ГМО, красителей и консервантов.
Звучит неплохо.
Форма готова, осталось поработать над содержанием.
Далеко ходить не будем, в деревне Тверской области мы взяли...
свежий коровий навоз.
Никакого обмана.
Здесь действительно нет ГМО, красителей и консервантов.
По консистенции наш продукт похож на пюре.
Витамины в навозе есть, не зря им удобряют растения.
Продукт абсолютно натуральный и экологически чистый.
С ароматом тоже не поспоришь.
Рекомендовано НИИ питания РАМН, одобрено ассоциацией стоматологов России, Союз педиатров рекомендует, разработано совместно с НИИ гастроэнтерологов.
Такие надписи есть на этикетках творожков, соков, йогуртов, хлопьев и сухих завтраках.
Многие из нас волей-неволей выбирают именно одобренные и рекомендованные продукты.
Мы решили узнать, как проверяют продукт перед тем, как поставить туда эмблему, ну допустим, института питания РАМН.
Покупаем в магазине несколько продуктов, на которых есть надпись Одобрено или Рекомендовано НИИ питания.
И отвозим их в тот самый институт.
Старший научный сотрудник Константин Эллер внимательно рассмотрел все этикетки.
И очень удивился.
Оказывается, институт питания ничего не одобряет и уж тем более не рекомендует.
Перед тем, как получить сертификат, любой продукт проверяют на безопасность.
Это может делать любая аккредитованная лаборатория, в том числе и институт питания РАМН.
Некоторые производители просто пользуются этим и ставят на этикетке своего продукта надпись Рекомендован НИИ питания.
По сути, это гарантирует только то, что съев такой творожок или хлопья, вы не отравитесь и не умрете.
А говорить, что эти продукты полезны, и уж тем более рекомендованы к употреблению, мягко говоря, преувеличение.
Упоминание Института питания РАМН на упаковке товара возможно только в одном случае - если товар был разработан совместно с институтом.
Но есть надписи еще более интересные.
Например, ассоциация стоматологов России рекомендует жевательные пластинки.
Ассоциация гастроэнтерологов одобрила мармелад всех цветов радуги.
Союз педиатров - детские соки, пюре и каши.
А еще можно встретить одобрение специалистов НИИ детского питания Россельхозакадемии, Института биорегуляции и геронтологии РАМН и даже Московской патриархии.
Мы попробовали отыскать некоторые организации, которые отмечены на йогуртах, соках и конфетах.
Но это оказалось не так просто.
Например, есть Российская гастроэнтерологическая ассоциация, в которой состоят известные врачи.
Но никакие продукты они никогда не одобряли.
Зато в Интернете нашлось еще несколько ассоциаций гастроэнтерологов.
Но ни адреса, ни телефона на сайтах нет.
А сами врачи о таких организациях слышат впервые.
Как получить одобрение какого-нибудь НИИ? Сделать НИИ самим.
Это, как говорится, проще пареной репы.
Мы решили назвать свою организацию - Научно Исследовательский Институт Потребительского отношения к жизни.
Также легко можно создать и ассоциацию.
Разрабатываем логотип для нашего нового НИИ Потребительского отношения к жизни.
И стоит это всего 15 тысяч рублей.
С этого дня мы сможем одобрять любые продукты, производители которых обратятся к нам с этой просьбой.
За деньги, разумеется.
Йодированная соль, хлеб с витаминами группы В, мюсли и растительное масло с каротином, витаминизированные каши и газированные напитки обогащенные железом - сегодня эти товары продаются не в аптеках, а в самых обычных продуктовых магазинах.
Производители в наши дни озабочены не только желудками потребителей, но и здоровьем вообще.
Обогащенные витаминами продукты должны помочь восстановить иммунитет, побороть депрессию, хроническую усталость, слоящиеся ногти и выпадающие волосы.
Сколько надо съесть обогащенных продуктов, чтобы заменить одну витаминку? Чтобы это узнать, мы отправили в магазин диетолога Ольгу Перевалову.
Она набрала целую тележку обогащенных продуктов, чтобы составить из них витаминку.
Соки.
В них тоже часто добавляют витамины.
Напиток с витаминами, как правило, дороже обычного.
Мы решили узнать, имеет ли смысл переплачивать.
Покупаем три пакета апельсинового сока.
На одном -- большими буквами написано: содержит витамины А, Е, D и С.
На двух других не написано ничего.
Соки как соки.
Все три пакета мы сдали на анализ в лабораторию института пищевых производств.
Оказалось, что витамин С есть в любом апельсиновом соке.
Даже в тех пакетах, производители которых поскромничали.
Витаминизированные продукты.
Теперь они есть не только в магазине.
В 2011 году департамент образования Москвы задумался о здоровье подрастающего поколения.
Решили, что детям не хватает витаминов.
Поэтому с первого января 2012 года в детских садах начали кормить малышей обогащенными витаминизированными продуктами.
А с февраля маленькой Марусе Викторовой приходится брать обед с собой.
На обогащенный сок, молоко и каши у нее аллергия.
На внезапные приступы аллергии жалуются многие родители.
У Васи после витаминизированного напитка начала шелушиться кожа, у Светы на руках появились красные пятна, у Кости - стали слезиться глаза.
Спор о том, нужны в детском саду витаминизированные напитки или нет, длится больше двух месяцев.
Фастфуд.
Мода на быструю еду и полуфабрикаты появилась в России 20 лет назад.
Вместо макарон мы стали есть лапшу быстрого приготовления, вместо домашней овсянки - растворимые хлопья.
Сегодня все помешаны на здоровом питании.
И производители фастфуда не отстают.
Они тоже стараются сделать свой продукт полезнее.
Лапша Доширак с ламинарией содержит суточную норму йода.
Это - новинка.
Как говорится, три в одном.
Дешево, быстро, а при этом еще и полезно.
Мы решили узнать, можно ли заменить витамины с йодом дошираком с ламинарией.
В нашем испытании приняли участие три курсанта из Московского Казачьего Кадетского корпуса.
Они не пьют, не курят и не страдают болезнями щитовидной железы.
Вася две недели ест лапшу с ламинарией.
Петя -- принимает таблетки с суточной нормой йода.
А Сережа питается салатом из морской капусты.
До и после эксперимента мы взяли у солдат анализы, чтобы узнать, как изменился уровень йода в их организме.
Шампуни с витаминами.
Производители добавляют их, чтобы волосы были здоровыми, блестящими и не ломались.
Проблема только в том, что эти витамины...
не всасываются через кожу головы, а через волосы и подавно.
Но ведь мы все видели в рекламе пушистые развевающиеся волосы, которые стали такими после мытья шампунем с витаминами.
Мы покажем, как делаются такие съемки.
Зеркальный блеск и шелковистость - результат работы грамотных стилистов и режиссера, а не шампуня с витаминами.
Витамины для волос очень важны, но потреблять их надо в виде таблеток, но никак не через шампунь.
Производители часто не договаривают важные детали о своем продукте, сообщают избыточные факты, оборачивают простую информацию в красивую оболочку.
И все это с единственной целью - заставить поверить, что именно этот продукт уникален и решит все наши проблемы.
В фильме принимают участие: Марина Циренина, эксперт, Константин Эллер, зав.
лабораторией аналитических методов исследования НИИ питания РАМН, Наталья Тихомирова, профессор кафедры технологии молока и молочных продуктов МГУПП,
Александр Колеснов, заведующий кафедрой МГУПП.