В начале прошлого века, когда индустрии шоу-бизнеса еще не было, 20-летний Сергей Есенин лучше других знал, как стать популярным поэтом.
Он создал себе грамотный имидж: вышитая крестиком русская рубашка, плисовые шаровары, валенки, тетрадка стихов, завернутая в платок, и балалайка.
Этот образ деревенского простачка Есенин придумал в Москве, когда работал конторщиком в лавке купца Крылова, а потом помощником корректора в типографии Сытина.
Свои первые стихи он подписывал псевдонимом Аристон.
Но московская публика в упор не хотела видеть какого-то там Аристона, у нее были свои кумиры - эстет Блок, бунтарь Маяковский, воин духа Гумилев.
Есенину нужно было найти свободную нишу.
Вот тогда Аристон и стал крестьянином.
Поэту практически ничего не надо было изображать: он родился и окончил школу в рязанском селе Константиново.
Здесь, участвуя в театральных постановках, учился перевоплощаться и в сказочных принцев, и в пылких влюбленных, и в нищих, и в аристократов.
Оказавшись в Петрограде, он не только точно и грамотно нашел себе роль, но и отлично ее исполнял, нередко уходя от биографии, придумывая новые и новые легенды о себе… Какой образ он выбрал для выступления перед великой княгиней Елизаветой Федоровной? Как к поэту относились его коллеги? И почему возникло соперничество между Есениным и Маяковским? Узнаете из фильма.
Когда революция перевернула жизнь страны, Есенин надел следующую маску.
В модной лавке был куплен пиджак с иголочки, на шею - красивый галстук или бабочка, на ноги - сверкающие ботинки.
Дополняла образ сигаретка в зубах.
Имидж хулигана-анархиста, отрицающего все, что было до этого в искусстве и культуре, в одночасье перевел Есенина из первой лиги поэтов в высшую.
Он упивался своей игрой и свалившейся на кудрявую голову славой.
Образ рокового красавца, одетого с иголочки, сражал простых советских девушек, они обклеивали комнаты портретами модного поэта.
Однако носить маску бабника или секс-символа, как бы сейчас его назвали, Есенину было непросто.
Он признавался друзьям, что любовь для него - не счастье, а болезнь.
В юности его сердце разбила Анна Сардановская, племянница священника из села Константиново.
С тех пор Есенин скорее позволял любить себя, чем любил сам.
К тому же женщины отвлекали его от главного - от поэзии… Что интересно, свои лучшие любовные стихи Есенин посвятил вовсе не законным женам, например, Анне Изрядновой или Зинаиде Райх, не пылким любовницам, а тем немногим женщинам, которые поэта отвергли.
Например, скромной армянской учительнице из Батуми Шаганэ Тальян.
Или актрисе Августе Миклашевской, за которой Есенин долго ухаживал, но так и не добился взаимности.
Большую роль в жизни поэта сыграла американская танцовщица Айседора Дункан.
Она приехала в 1921 году в советскую Россию и влюбилась в Есенина с первого взгляда.
Ему было 26, ей - 43.
Но разница в возрасте поэта не смущала - этот союз давал возможность прославиться и за границей.
Так что их свадебное путешествие стало фактически заграничным турне поэта.
Какое неожиданное препятствие встало на пути Есенина к мировой славе? Из-за чего он впал в депрессию и какой образ стал для него последним? Кто пытался ему помочь? Есть разные версии событий, оборвавших жизнь поэта в 1925 году.
Одни уверены: в ту ночь в гостинице Англетер Есенин сам затянул на шее петлю.
Другие утверждают: поэта убили чекисты и инсценировали самоубийство… Где же правда? И почему, смотря на посмертную маску Есенина, так трудно разглядеть его привычные черты лица? Ответы на эти и многие другие вопросы о жизни великого поэта в фильме дадут внучатый племянник Сергея Есенина Сергей Ильин, заместитель заведующего отделом экскурсионного обслуживания музея-заповедника С.
А.
Есенина Наталья Князева, филолог, биограф поэта Олег Лекманов, историк литературы Сергей Куняев, поэт, литературный критик Станислав Куняев, актеры Александр Михайлов и Сергей Никоненко, коллекционер Сергей Денисов, экскурсовод Татьяна Чечеткина