Фильм посвящен девяностопятилетнему юбилею известного российского режиссёра Юрия Любимова.
В его судьбе было три крупных излома судьбы, три взрыва, три конфликта.
И три расставания.
Первое - 16 июля 1984 года худрук театра на Таганке Юрий Любимов лишен советского гражданства и возможности работать на сцене своего театра.
Второе - ровно через двадцать семь лет, день в день, 16 июля 2011 года Любимов ушел из театра добровольно.
Две роковые даты Любимова - 16 июля.
Два ухода из театра - невольный и добровольный.
И между этими уходами - еще один излом и конфликт в 1992 году, когда Любимов никуда не уходил.
Он остался в театре, внутри конфликта.
И театр был расколот.
Энергия этого человека рождалась и крепла именно на переломах его судьбы.
Хорошо это или плохо, решать только ему самому.
Любимов не устает повторять о том, что именно на крутых поворотах он себя проверял и главное - понимал.
Новостные сюжеты о Театре на Таганке летом 2011 года очень напоминали военные сводки с места боевых действий.
В этом горячем информационном потоке было сложно определить, за кем правда, и в чем, собственно говоря, дело, но очевидно было главное - в центре конфликта снова Юрий Петрович Любимов.
Наверное, кто-то, смотря на конфликт со стороны, злорадствовал: мол, опять Юрий Петрович попал под удар.
А кто-то сопереживал, как например, актеры Театра на Таганке Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, которые ушли из Театра вместе со своим худруком.
Но, так или иначе, Любимов ушел сам, по собственному желанию.
Ни с кем не попрощавшись.
Не попрощавшись с театром, которому отдал жизнь.
Таганка родилась в апреле 1964 года, когда в здании Московского театра драмы и комедии появилась молодая труппа актеров во главе со своим режиссером Юрием Любимовым.
В основном это были выпускники Щукинского театрального училища.
В начале 60-х, в период политической оттепели, молодой свободный театр не мог не появиться.
Вопрос был только в том, как далеко пойдет этот театр.
Партийные лидеры смотрели спектакли Таганки с двояким чувством.
Постановки сами по себе им нравились, а вот то, что читалось между строк, и даже в паузах между слов, тянуло чуть ли не на контрреволюцию.
Так или иначе, власть увидела в Таганке островок оппозиции.
Филатов, Смехов, Демидова, Губенко, Шацкая, Бортник - звездный состав театра, как сказали бы сейчас, на который шли.
Билет в Театр на Таганке занимал одно из первых мест в рейтинге дефицитных товаров в СССР.
На черном рынке можно было выбрать за одни и те же деньги либо флакон французских духов, либо билет в любимовский театр.
Все то, о чем советские люди шептались на кухнях, на сцене Таганки говорилось вслух и талантливо.
Пятое управление КГБ СССР собирало досье на актеров и режиссера Юрия Любимова, и одновременно с этим высоких гостей из Европы и США приводили именно в Таганку - мол, посмотрите, у нас демократия.
В 1980-х годах, после смерти Владимира Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась.
Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста.
Были запрещены и следующая постановка Юрия Любимова - пушкинский Борис Годунов, и репетиции булгаковского Театрального романа.
В 1984 году Любимов был лишён гражданства СССР.
Это была вынужденная эмиграция вместе с семьей - женой и сыном.
Со своей супругой Каталин Юрий Петрович познакомился в 1976 году, когда ему было 59 лет.
Каталин, венгерка по происхождению, моложе Любимова на 30 лет.
За годы эмиграции Любимов ставил оперы и спектакли в США, Великобритании, Италии, Японии, других странах.
В мае 1988 года Любимова встречали на родине как победителя.
Ему вернули советское гражданство, его имя снова оказалось на афишах Таганки.
Но очень быстро, как по законам драматургии, счастье сменилось несчастьем.
Конфликт 1992 года закончился расколом Театра.
И по соседству с ним появилось Содружество актеров Таганки Николая Губенко.
Когда в 1998 году Юрий Петрович сыграл в своем театре роль Сталина в спектакле Шарашка по роману Солженицына В круге первом, и сделал это со своим фирменным минимализмом - без грима.
Заговорило и загудело театральное сообщество о том, что главный режиссер сыграл главного режиссера.
Провокация, которая в очередной раз подчеркнула смелость и талантливую дерзость режиссера Любимова.
После своего ухода из театра в 2011 году Юрий Любимов поставил в театре им.
Вахтангова спектакль Бесы по роману Достоевского.
В декабре 2012 года запланирована премьера оперы Князь Игорь в Большом театре.
Сложно сказать, увидят ли там зрители тот самый легендарный лучик фонарика перед началом действа на сцене Большого, который долгие годы они видели на Таганке, но совершенно точно - они с Любимовым не расстаются.
Как и он с ними.
В фильме принимают участие: Каталин Любимова жена, Петр Любимов сын, Алла Демидова, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Михаил Горбачев, Леонид Ярмольник, Борис Мессерер, Юрий Башмет, Валентин Юдашкин.