Рудольф Нуреев. Неукротимый гений в 0:25 на канале ТВЦ
Четверть века назад, в январе 1993 года, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже упокоился Рудольф Нуреев - танцовщик, покоривший мир.
Ему удалось соединить в танце классику и современность, на его спектаклях зрители кричали от восторга, он оставил биографам историю своей жизни, полную противоречий и загадок.
Невероятному успеху артиста, его боли и тоске по России посвящен документальный фильм Рудольф Нуреев.
Неукротимый гений.
Прыжок свободы Про него говорили в глаза и за глаза - Гений! .
И сам он думал о себе так же.
И вел себя так, будто для него нет никаких представлений о морали, этике, этикете.
Для Рудольфа Нуреева не было ничего святого, кроме одного - классического танца.
В танце он не танцор и не танцовщица, а гепард, леопард, кошка… - так характеризует Нуреева-исполнителя французская журналистка и биограф артиста Ариан Дольфюс.
В его виртуозных па был эротизм, потому что для него не существовало никаких табу.
Он танцевал, как и жил - с огромным сексуальным аппетитом.
Идол, секс-символ - так его называли в газетах.
Авиакомпании задерживали рейсы, когда почетный пассажир опаздывал к вылету.
Зрители целовали пол, по которому он ходил, просили Руди оставить автограф на щеке, чтобы потом сделать татуировку… Но успех на подмостках ведущих театров мира, скандальная слава, фантастические гонорары - все это было потом.
А когда-то семилетнего Руди, мальчика из простой семьи, мама впервые привела в уфимский театр на балет Журавлиная песня.
В тот день и решилась судьба будущего гения.
Дальше были занятия танцем у балерины Анны Удальцовой, отбывавшей ссылку в Уфе, Ленинградское хореографическое училище, Театр оперы и балета им.
С.
М.
Кирова, гастроли в Париже в мае 1961 года… К началу гастролей во Франции Нуреев уже был ведущим танцовщиком Кировского театра.
Но желание покорить весь мир заставило его сделать дерзкий кульбит - 16 июня 1961 года он совершил прыжок свободы в парижском аэропорту Ле-Бурже, на десятилетия разлучивший его с родным домом, сестрами, мамой… Журналист Жан-Клод Дьен, впервые увидевший Нуреева на сцене в 1961 году и знавший танцора лично, свидетельствует: Будучи эмигрантом, он всегда тосковал по России.
Быть вдали от матери, от Родины было для него очень тяжело.
С матерью Руди не виделся 26 лет.
Он признавался, что если бы советские спецслужбы отправили за ним мать, еще неизвестно, как бы все обернулось.
И публика ахнула В молодости он ненавидел балетные костюмы - эти мешковатые штанишки, скрывающие фигуру.
Однажды, еще в Кировском театре, во втором акте балета Жизель Рудольф решил выйти в белом облегающем трико поверх специального балетного бандажа.
Это был скандал - смутьяна не выпускали на сцену, но он настоял на своем.
Когда же, наконец, открылся занавес, консервативная советская публика ахнула - все решили, что принц Альберт забыл надеть штаны… Но костюмом дело не ограничилось - он хотел, чтобы его тело научилось разговаривать.
И добился этого.
Западные артисты танцуют ногами - от бедер до стоп.
Нуреев танцует всем телом, - писала критика.
Совершенствуя себя, он совершенствовал хореографию в целом.
И не только как танцовщик, но и как хореограф.
За свою карьеру он поставил на западе 130 балетов, из них лучшие - его авторские интерпретации балетов Мариуса Петипа.
Нуреев поднял мужской балет на принципиально новый уровень.
В то время танцоры-мужчины находились в тени партнерш, оставаясь в роли носильщиков балерин.
Рудольф считал, что важны оба исполнителя.
Па-де-де - это встреча двоих, и когда один из партнеров немой, то и любовный диалог невозможен.
В женщинах же он видел только танцовщиц.
Когда видишь, как изгибаются танцовщицы Кировского, такое впечатление, будто льется дорогое вино! - восхищался Нуреев.
С Марго Фонтейн, прима-балериной лондонского Королевского балета, у него была 19-летняя разница в возрасте.
Но это вовсе не мешало их творческому союзу.
В Вене на балете Видение Розы, где Нуреев и Фонтейн танцевали Лебединое озеро, занавес поднимался 89 раз! До сего дня этот рекорд не побит.
Жизнь коротка, делаю что хочу! Если для зрителей и критиков Нуреев был гением танца, то коллегам нередко демонстрировал крутой нрав и чудовищный характер.
Марго Фонтейн могла бы рассказать, что на репетициях у них дело едва не доходило до драки, в то время как на сцене царили любовь и нежность.
Нуреев не стал ловить Наталью Макарову, танцевавшую с ним Лебединое озеро, и она упала, больно ударилась.
Французской балерине он запустил в голову термосом - все от стремления к совершенству.
Он жил по принципу Жизнь коротка, делаю что хочу! .
Мог уйти в середине обеда с английской королевой, потому что всеобщее внимание обращено не на него… В ноябре 1984 года Рудольф Нуреев узнал свой диагноз.
Медленное умирание продлилось еще восемь лет.
Но он жил так, будто никакого отмерянного срока не было.
За что любили и ненавидели Рудольфа Нуреева? Почему он прожил в страхе половину жизни? Зачем по ночам он убегал из отеля через черный ход? Какую неожиданную покупку сделал во время первых гастролей Кировского театра в Париже? Какие отношения связывали танцовщика с Марго Фонтейн? В поисках ответов на эти вопросы съемочная группа фильма Рудольф Нуреев.
Неукротимый гений побывала в Санкт-Петербурге, Париже и Уфе.
Об интересных фактах биографии Нуреева и личном знакомстве с ним расскажут биограф танцовщика Ариан Дольфюс, журналист Жан-Клод Дьен, подруга юности артиста Тамара Закржевская, балерина и педагог Марина Васильева, звезды балета Алла Осипенко, Элизабет Платель, Жанна Аюпова, а также заведующая музеем Башкирского хореографического училища Людмила Колесникова и заведующая музеем Башкирского театра оперы и балета Рамиля Латыпова