4 сентября 1937 года в пригороде Лозанны был найден труп некоего Игнасия Рейсса.
Швейцарской полиции удалось выяснить, что убитым был тайный агент НКВД.
Нить следствия привела к белоэмигранту Сергею Эфрону - мужу знаменитой русской поэтессы Марины Цветаевой, который вынужден срочно бежать в СССР.
Через два года за ним следует и Цветаева, записав в своём дневнике - едет на верную смерть.
31 августа 1941 года её тело найдут в избе захолустного городка Елабуга…
Знала ли она, знаменитая поэтесса, воспевавшая героев Белой Гвардии, что её муж - агент НКВД - и что он виновен в гибели многих активных участников Белого Движения? И как это могло быть связано с её таинственной смертью?
Чтобы ответить на этот вопрос, съёмочная группа телекомпании Останкино впервые покажет телезрителям засекреченное до сегодняшнего дня дело мужа Цветаевой - Сергея Эфрона, сохранившееся в архивах ФСБ.
Судя по документам, бывший белогвардеец и редактор журнала Вёрсты в Париже начал сотрудничать с ГПУ с 1931 года, его главной задачей был развал работы Российского Общевоинского Союза.
Он имел непосредственное отношение к похищению руководителей этого Союза - генералов Миллера и Кутепова.
Для Марины же муж всегда был воплощением идеалов и трагедии Белого Движения, ему, белому лебедю, посвящены её самые проникновенные стихи.
Но как поверить, что несколько лет она не замечала того, что было очевидно даже их юной дочери?
Съемочная группа отправляется в Париж, чтобы на месте разобраться в этой тёмной и запутанной истории.
Известно, что сразу после бегства Сергея, в полицейский участок вызывали и Цветаеву.
В архивах парижской полиции сохранился вопросник, предъявленный поэтессе: об участии мужа в убийстве и похищении русских генералов, организации слежки за сыном Троцкого, и наконец - о возможном соучастии самой Цветаевой.
Марина в панике: для неё эта история могла закончиться тюремным заключением.
Цветаева решается бежать в ненавистную страну Советов, полная самых мрачных предчувствий: Дано мне отплытие Марии Стюарт.
Что же ещё заставило пойти её на такой рискованный шаг? Тем более, когда уже было известно - вернувшиеся эмигранты частенько заканчивают свою жизнь в тюрьмах Лубянки? Чем её заманили? Шантажом? Угрозами в адрес мужа и дочери, ставшими в Москве своеобразными заложниками? Или обещанием издать двухтомник стихов - в Париже её никто решительно печатать не хотел.
Но так ли нужна была отверженная французским светом поэтесса Советской власти? Все эти вопросы ведущий фильма расследует столь же тщательно, как и последствия этого рокового шага.