В его творческой биографии было много запоминающихся ролей.
Красавец-революционер Артур в Оводе, харизматичный патриот Ривера в Мексиканце, благородный белый поручик Говоруха-Отрок в Сорок Первом одинокий мечтатель в Белых ночах, нежный и трогательный Петруша Гринев в Капитанской дочке, очарованный странник Афанасий Никитин в Хождении за три моря, безумец-Герман в Пиковой даме...
Но около десяти лет назад актер завершил карьеру и стал редко появляться на публике.
Он практически прекратил всякое общение с прессой и никак не комментирует многочисленные легенды, шлейф от которых тянется с середины прошлого века! Впрочем, между ним и публикой, между ним и коллегами по актерскому цеху всегда была дистанция.
Для кого-то она была короче, для кого-то - длиннее.
Из-за этой дистанции, рассказывают авторы фильма, Олег Александрович мог позволить себе быть в числе отказников.
Кинорежиссер Сергей Бондарчук больше года искал актеров для участия в киноэпопее Война и мир.
Но буквально накануне съемок от, без преувеличения сказать, роли века - князя Андрея Болконского - Стриженов отказался! Ну, не с милицией же мне заставлять его играть! - возмущался тогда замминистра культуры Баскаков.
Повлиять на решение актера взялась сама всемогущая Екатерина Фурцева, в то время бывшая министром культуры СССР.
Она предложила взамен согласия на роль присвоение звания народного артиста! Стриженов отшутился, но опять наотрез отказался.
Его обвинили в некрасивом позерстве, но Олег Александрович был искренне убежден, что если режиссер пробует на роль всех подряд, значит, не имеет своего видения героя и всей картины в целом.
А в таком фильме ему не место! И этому правилу актер, которого после фильма Овод снимали без проб, неукоснительно следовал.
После Бондарчука Стриженов отказал самому Григорию Козинцеву - мэтру советского кинематографа! Он приглашал Олега Александровича попробовать себя в роли Гамлета...
Зрителям документального фильма, вероятно, будет интересен и тот факт, что Стриженов никогда не повторялся.
Творческая группа картины нашла этому очень точное подтверждение.
После блистательно сыгранного белогвардейского поручика-аристократа у Григория Чухрая на него обрушился вал предложений играть белых.
Он отказывал, потому что не хотел быть штамповщиком.
Все у него должно было быть единожды: один белогвардеец, один путешественник, один разведчик, один космонавт.
Зато новую интересную роль он был готов ждать годами, даже если пауза затягивалась на десять лет!
А вот ещё один парадокс, который ждет зрителей.
Будучи актером, который всегда и с себя, и с коллег спрашивал, что называется, по гамбургскому счету, Стриженов признавался, что в кино все время чувствовал себя от кого-то зависимым: от сценариста, режиссера, оператора.
При этом он не скрывал своего недовольства.
И отчасти по этой причине заслужил репутацию человека отстраненного и даже заносчивого.
Почему Олег Стриженов почти никогда не шел на компромиссы и как это повлияло на отношение к нему коллег? Как складывался жизненный и профессиональный путь легендарного артиста? В чем секрет невероятного обаяния актера? Об этом и многом другом в документальном фильме зрителям расскажут Василий Ливанов, Марианна Вертинская, Сергей Никоненко, Евгений Стеблов, Александр Филлипенко, Борис Галкин, Татьяна Конюхова, Татьяна Догилева, Владимир Басов-мл., Светлана Светличная, Ирина Апексимова, Светлана Коркошко, Кирилл Разлогов, Екатерина и Александр Стриженовы, Лионелла Пырьева.