Долгие годы мы жили в плену мифа о том, что Гражданская война 1917-1923 гг.
была войной классовой.
Что за Белую армию воевали сплошь аристократы, а за Красную - исключительно народные комдивы.
На самом же деле, до Октябрьского переворота в армии Российской Империи служило сто пятьдесят тысяч генералов и офицеров, и порядка тридцати процентов из них в годы Гражданской войны оказались в Красной армии.
В частности, сразу после Октябрьского переворота на сторону новой власти перешел почти в полном составе центральный аппарат русской военной разведки.
Поддержал большевиков и начальник иностранного отдела морского генерального штаба Евгений Беренс - герой русскопонской войны.
В своей острой речи на собрании морского Генштаба, где призывали к саботажу, он заявил: Надо помнить о России.
И работать, господа, работать! .
Это выступление переломило общий настрой.
Вскоре под руководством Беренса, избранного новым начальником Морского Генерального штаба, была осуществлена сложнейшая операция по спасению Балтийского флота - Ледовый переход.
Более двухсот кораблей возвратились из портов отпавших окраин - Ревеля Таллина и Гельсингфорса Хельсинки - в Кронштадт.
И тем значимее подвиг Беренса, и одновременно там трагичнее, что его родной брат, контр-адмирал Михаил Беренс, так и не принял советскую власть, умерев на чужбине в 1943 году.
Как, ни странно это звучит, но спустя почти столетие становится понятно, что именно те, кто выбрал сторону Красных, а вовсе не участники Белого движения, сохранили Великую Россию, ту страну - от Тихого океана до Балтики, - в которой мы живем сегодня…