1962 год.
Убит двенадцатилетний мальчик, услышавший слово Мосгаз и впустивший техника-смотрителя в свою квартиру.
А через несколько дней еще два убийства.
Жертвы - пенсионерка и ее дочь.
Полковник МУРа Иван Черкасов до этого не имел никакого опыта в раскрытии серийных преступлений.
Вся Москва полнилась слухами о жестоком убийце из Мосгаза, однако, средства массовой информации хранили гробовое молчание по этому поводу.
Безобидная и привычная аббревиатура мосгаз неожиданно приобрела зловещее звучание.
Никита Хрущев поставил перед Черкасовым непосильную задачу - взять преступника за две недели.
В противном случае - голова с плеч.
Продюсер фильма Денис Евстигнеев: Мосгаз - первый в истории Советского Союза серийный убийца.
Это очень известное дело.
Мы общались с людьми, которые участвовали в работе над этим делом.
Но прежде всего, наша история - это детектив, написанный талантливой сценаристкой Зоей Кудрей и снятая замечательным режиссером Андреем Малюковым.
Мы придумали сюжет, в фильме до последнего момента - не понятно, кто же убийца.
Надеюсь, картину будут смотреть, не отрываясь, в первую очередь, потому что там есть загадка, есть тайна.
Со всей съемочной группой и актерами была договоренность о неразглашении финала.
В заключительной серии мы предъявим настоящего убийцу.
Режиссер Андрей Малюков: Вспомнив эти печальные события 1962 года, мы перешли к проблемам, описанным Достоевским - к истории Преступления и наказания.
Наш персонаж, я не могу назвать героем он же уголовный преступник, решает свои финансовые проблемы с помощью топора.
Что же двигало преступником: жажда наживы, несчастная любовь или болезненное стремление убивать?.
Главный герой фильма - офицер милиции Черкасов Андрей Смоляков - человек со сложной личной судьбой, увлеченный работой, носитель тех духовных ценностей, которые в наше время, к сожалению, утратили своё великое значение, как то: честь, совесть, порядочность, вера в идеалы и в торжество справедливости».
Андрей Смоляков: Я думаю, прототипы таких людей есть всегда.
Образ во многом собирательный.
Мой герой майор милиции, следак, по-другому не скажешь, прошедший войну, воевавший в разведке,- мудрый, жесткий, справедливый человек».
Мне в то время было три годика, я единственное, что помню, это словосочетание мосгаз, которое приводило в ужас всех моих соседей.
Марина Александрова: Моя героиня - молодой следователь, которая попала в команду, расследующую убийства.
Это - очень светлый чистый человек, где-то очень наивный.
Я случайно видела передачу, где было документально восстановлено дело Мосгаза, странно, что я это запомнила.
И когда вызвали на пробы - я была уже в материале.
Сценарий наш - очень интересен, очень много неожиданных поворотов - здесь чувствуется совершенно другая драматургия.
И потрясающий актерский ансамбль, благодаря Андрею Игоревичу Малюкову.
Таких фильмов, на сегодняшний момент не много.
У нас был долгий период проб, а на самом деле я приходила пробоваться на другую роль.
Наверное, во мне есть что-то из 60-х и, поэтому меня утвердили на роль следователя Сони.
В картине Мосгаз нашли отражение и конфликт Никиты Хрущева с творческой интеллигенцией - знаменитая выставка 30-летия МОСХа в Манеже, попытки театральных работников вывести советский театр на новый уровень, и эхо сталинских репрессий.
В некоторых персонажах фильма можно угадать реально существовавших личностей эпохи.
Сюжет связан с расследованием множества версий масштабного преступления, шокировавшего современников хрущевской эпохи.
За каждым героем фильма стоит своя судьба, свой характер и примета времени.
Это срез времени, богатого на яркие судьбы и события.
Максим Матвеев играет солиста театра музыкальной комедии.
Но в фильме известная ария из оперетты Летучая мышь, прозвучит в исполнении настоящего певца.
Съемки проходили в Московском театре оперетты, а в роли хора и балета были задействованы артисты, на самом деле играющие в Летучей мыши.
Я специально учил арию Орловского.
Но, все же, у меня недостаточно профессиональная вокальная подготовка, я не совсем правильно артикулирую и беру дыхание, - рассказывает Максим.
В фильме воссоздана Москва 60-х годов.
Эпоха, и архитектура, и бытовые детали - все это сейчас воссоздавать очень трудно, - рассказывает режиссер Андрей Малюков.
Снимать это время в столице уже невозможно, для создания более полного и правдоподобного образа города тех времён, съёмки проходили в Ярославле.
По словам создателей, у зрителя будет полная уверенность, что мы в Москве шестидесятых.
Для этого использовалась компьютерная графика, например, на кадрах снятых в Ярославле будут - московские высотки.
Для актрис Марины Александровой, Светланы Ходченковой, Екатерины Климовой и Агнии Кузнецовой художники по костюмам шили платья и пальто.
По словам Марины Александровой ей это помогало создавать образ своей героини: Силуэт костюмов шестидесятых годов очень женственный - костюм меняет походку, чувствуешь себя мягкой, нежной.
Кроме того, актрисе Марине Александровой пришлось управлять ретро автомобилем: Я уже сталкивалась с подобными машинами, я водила большой тяжелый автомобиль на съемках Звезды эпохи, а на Мосгазе я управляю бьюиком 1938 года выпуска.
1 серия.
Убит мальчик Сережа Чеботарь, открывший дверь на слова: Мосгаз.
Следствие ведет майор Иван Черкасов.
В его группе работает внучка друга Черкасова Соня Тимофеева.
За квартирой, где произошло убийство, устанавливают слежку.
Ночью Черкасову сообщают, что убиты молоденький сержант Юрков и бабушка Сережи Чеботаря.
Допрашивают свидетелей.
Один из главных - мальчик Славик Карпухин, видевший газовика в подъезде.
С помощью художника Стаса составляется фоторобот убийцы.
Славик и соседская девочка Валя начинают свое расследование.
У Сони намечается роман с другом Стаса Владом.
Следователи выходят на газовика Николая Агеева...
Актеры: Анатолий Кузнецов, Анатолий Гущин, Роман Мадянов, Марина Александрова, Андрей Смоляков, Юрий Чурсин, Екатерина Климова, Светлана Ходченкова, Агния Кузнецова, Игорь Савочкин, Максим Матвеев, Юрий Тарасов, Владимир Юматов, Евгения Дмитриева, Алексей Бардуков, Влад Ветров, Даниэла Стоянович, Александр Дробитько
Режиссер фильма: Андрей Малюков