В 1982 году ни советские, ни американские руководители не претендовали на долину Бекаа, расположенную в восточной части Ливана.
Однако именно здесь СССР и США едва не сошлись на поле брани.
На территории Ливана столкнулись Сирия и Израиль, за которыми стояли Советский Союз и Соединенные Штаты… Никто не мог предположить, что два столь осторожных и осмотрительных человека, как президент Соединенных Штатов Рональд Рейган и генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов окажутся на грани настоящей войны.
Подробная информация.
До начала этого конфликта ни в Кремле, ни в Белом доме не очень хорошо представляли себе, что это за место такое - долина Бекаа.
Стратегических запасов энергоресурсов или редких полезных ископаемых, из-за которых готовы воевать великие державы, здесь нет.
Однако именно в этой точке карты мира Советский Союз и Соединенные Штаты, нисколько того не желая, едва не сошлись на поле брани.
5 июня 1982 года израильские войска вступили на территорию Ливана с задачей уничтожить инфраструктуру палестинского террора.
В результате боев израильтяне захватили большое количество боевой техники и оружия.
Это была малая часть того, что Советский Союз поставил Организации освобождения Палестины.
В Москве не на шутку тревожились.
Что произойдет, если израильтяне нанесут удар по советским ракетно-зенитным комплексам, которые поставлялись сирийским войскам вместе с боевыми расчетами? Или в результате наземной операции захватят советские расчеты в плен? В Министерстве обороны были настроены решительно: нельзя оставлять наших ракетчиков беззащитными, придется отправить им на помощь войска.
К тому же сирийцы все настойчивее требовали прямого советского военного участия, поскольку в одиночку не могли противостоять Израилю.
В Москве на совещание в генеральный штаб Вооруженных сил министр иностранных дел Андрей Андреевич Громыко прислал своих дипломатов.
Вопрос имел не столько военное, сколько политическое значение.
Военные заявили о готовности выступить на стороне Сирии против Израиля.
Настаивали на уничтожение израильского ядерного центра в Димоне.
Димона - город в пустыне Негев.
Ядерный центр расположен в нескольких километрах от города.
Это один из самых строго охраняемых районов в стране.
Официально этот секретный объект принадлежит агентству по атомной энергии Израиля, которое занимается научными экспериментами.
Считается, что именно здесь израильские физики разрабатывают ядерные боевые устройства.
Генералы утверждали: уничтожение израильского ядерного центра в Димоне деморализует Израиль, арабские страны объединятся и совместными усилиями сокрушат врага...
Дипломаты, отправленные Громыко, возражали.
Соединенные Штаты в такой ситуации придут Израилю на помощь, и что делать Советскому Союзу? Вступить в войну уже с американцами? Или сразу отступить? А зачем тогда все это затевать? Советско-американские отношения оказались в низшей точке со времен карибского кризиса.
На заседании политбюро генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов подвел итог: на Ближнем Востоке мы попали в ловушку.
Если советские ракеты будут пущены в ход, а Сирия проиграет войну, вину возложат на нас.
Если же мы непосредственно втянемся в конфликт, то это для нас еще хуже.
Среди арабов есть силы, которые хотели бы втянуть нас в военный конфликт на Ближнем Востоке, чтобы отсидеться за нашей спиной и нашими же руками загребать жар.
На совещании у Андропова прозвучала идея устроить воздушный мост и самолетами транспортной авиации бесперебойно поставлять оружие Сирии, которая жаловалась, что несет большие потери.
Военные предлагали создавать в Сирии военные базы и размещать там советских солдат.
Но члены политбюро все-таки решили: пусть арабы воюют сами за себя.
Нельзя переходить грань, за которой страна втянется в вооруженный конфликт.
Вторая война - помимо Афганистана - непосильна.
Формально советских солдат и офицеров на территории Ливана не было и быть не могло.
Советский Союз в 1967 году разорвал дипломатические отношения с Израилем, но не находился с ним в состоянии войны.
Однако советские солдаты участвовали в этой войне, гибли, получали ранения.
Больше всего боялись попасть в плен к израильтянам, понимая, какой скандал разразится.
Речь даже не шла о защите границ Сирии; бои развернулись на территории другого государства - Ливана, откуда сирийцев давно просили уйти, в том числе и советские руководители.
Всего в Сирии находилось восемь тысяч советских солдат.
13 были убиты, более 200 ранены.
И вот вопрос: во имя чего они гибли и становились инвалидами? Какие интересы нашей страны они там отстаивали? Кто и зачем рисковал жизнями наших людей, балансируя на грани большой войны?