Леонид Гайдай. Человек, который не смеялся в 9:45 на канале ТВЦ
Леонид Гайдай создавал фильмы, за просмотром которых хохотала вся страна.
При этом сам режиссер слыл человеком серьезным, неулыбчивым, а то и просто скучным.
Так ли было на самом деле? И в чем секрет невероятной популярности картин мэтра? Как ни парадоксально, гайдаевский путь в комедию начинался с драм.
Первым фильмом вгиковского выпускника-отличника, сталинского стипендиата была картина Долгий путь - про политических ссыльных царских времен.
Фильм посмотрел Михаил Ромм и неожиданно выдал: Вам бы, батенька, комедии снимать.
Но снимать комедии Гайдай не собирался! Он и режиссером быть не хотел - только актером.
Вот только на актерский во ВГИК его не взяли, а на режиссерский приняли - фронтовик все-таки.
Получив наставление Ромма снимать комедии, Гайдай мрачно и обреченно отправился к руководству Мосфильма за новым сценарием.
Директор Мосфильма, всемогущий Иван Пырьев, что-то разглядел в молодом неулыбчивом человеке и рискнул - вручил сценарий Жених с того света.
Было удивительно, но на съемках Гайдай почувствовал себя как рыба в воде.
У 34-летнего режиссера все получалось чуть ли не с первого дубля! Леонид был уверен, что эту высоту он взял, поэтому можно заняться чем-то серьезным.
Оставалось всего ничего - представить картину худсовету студии.
И тут грянул гром...
Что же случилось? Узнаете из документального фильма. Второй картиной молодого режиссера стал Трижды воскресший.
Но ее никто и не заметил.
Пережить разочарование помогала жена Нина Павловна.
Она вообще была его главной путеводной звездой на протяжении всей жизни.
Они познакомились еще во ВГИКе.
Нина Гребешкова училась на актерском и была невероятно хороша собой.
Будучи талантливой актрисой, тем не менее, она посвятила жизнь мужу, занималась хозяйственными делами.
И она же была его первым критиком и советчиком.
Именно Нине Павловне Гайдай показал фельетон про трех браконьеров, который ему так понравился.
С ее одобрения он немедленно сел писать сценарий, которому дал подчеркнуто легкомысленное название Пес Барбос и необычный кросс - чтобы худсовет не придрался. Так начался звездный путь Гайдая-комедиографа.
В 1961 году Пса Барбоса...
номинировали на Золотую пальмовую ветвь в Каннах как лучший короткометражный фильм.
И Гайдай, наконец, поверил в себя. Своим дальнейшим успехом Леонид Иович во многом обязан сценаристам Морису Слободскому и Якову Костюковскому, вместе с которыми он написал сценарии Операция Ы и другие приключения Шурика, Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика, Бриллиантовая рука.
Вместе с ними же держал оборону перед худсоветом.
Так, во время утверждения Кавказской пленницы их вызвали в Госкино, и самый высокий киноначальник обрушился на них за насмешки над советским чиновником, фразы типа в соседнем ауле жених украл члена партии.
В тот раз вмешался случай в лице Леонида Брежнева.
Он попросил какую-нибудь свеженькую комедию - посмотреть на выходных.
И Брежневу отвезли Кавказскую пленницу.
Леонид Ильич хохотал, был в полном восторге.
Это картину и спасло.
Следующим громким успехом режиссера стала комедия Бриллиантовая рука.
Хотя работа над ней была непростой.
Например, Гайдай заставил оператора учиться плавать с аквалангом, чтобы самому отснять подводные сцены.
Немало проблем возникло и с, казалось бы, такой простой вещью, как костюм для героя Леонида Каневского.
Вот как об этом в документальном фильме рассказывает сам Леонид Семенович: - Прилетаю в Баку, меряю костюм и понимаю, что он на мне не сидит.
Выхожу и говорю Леониду Иовичу: Посмотрите: не то! Он согласился.
И вот в очередной раз выхожу, уже с голым торсом, на площадку и жалуюсь, что ничего не можем подобрать.
Он говорит: Стоп-стоп-стоп! Это что за костюмчик? Кто тебе его справил? Я отвечаю: Это не костюм, это я сам...
- Вот в нем и будешь сниматься!.
Бриллиантовую руку худсовет принял прохладно: Миронов кривляется, Никулин мог бы сыграть и поострее, Светличная слишком соблазнительна...
Зато зрителям фильм очень понравился.
А Гайдай после очередного фантастического триумфа решил взяться за старое - надумал снять серьезное кино.
И выбор пал на Бег по Булгакову.
Почему же не сложилось с Булгаковым? Из-за чего Гайдай рассорился со Слободским и Костюковским? Следующим соавтором мэтра стал Владлен Бахнов.
Вместе они написали 12 стульев, Иван Васильевич меняет профессию, Не может быть!.
И эти фильмы стали последними триумфальными для режиссера.
Что же с ним случилось дальше? Почему чиновники разнесли в пух и прах его картину Инкогнито из Петербурга? Как Гайдай перенес провал фильма? В чем Леонид Иович неожиданно признался Дмитрию Харатьяну? Об этом и многом другом в фильме расскажут композитор Александр Зацепин, режиссер Карен Шахназаров, актеры Леонид Каневский, Дмитрий Харатьян, Сергей Мигицко, киновед Сергей Капков.
ВИДЕО: Леонид Гайдай Человек, который не смеялся
,,Человек который не смеялсяЛеонид Гайдай.
Звёздный путь Леонида Гайдая. Почему режиссер не хотел снимать комедии?
Человек, который смеется 1 серия
Леонид Гайдай. Маршал советской комедии
«Люди так тяжело живут, пусть хоть посмеются» – гений комедии Леонид Гайдай. От смешного до великого
Гайдай выгнал Моргунова со съемок Кавказской пленницы #shorts
Пожалуйста, после просмотра фильма напишите свой отзыв для других посетителей, которые еще не посмотрели этот фильм.
Следующие фильмы и передачи на канале ТВЦ в 10:35 09.09.2018
12:35
Не может быть! Саркастическая зарисовка о негативных сторонах советской провинциальной жизни. Снедаемые п...
14:30
Московская неделя О нашем городе, о людях, которые в нем живут, о наиболее заметных событиях прошедших семи ...
15:00
Советские мафии Дело мясников В 1983 году в Саратове был совершен неслыханный по тем временам теракт. Взорвали машину с ...