В 7 утра 29 августа 1949 года каменистую степь секретного Семипалатинского полигона озарила на десятки километров ослепительная вспышка.
Еще через 30 секунд взрывная волна накрыла командный бункер, где члены правительственной комиссии ожидали результатов испытания первой отечественной атомной бомбы.
Когда грохот стих, все выбежали наружу, и, видя вздымающийся кверху огромный черный гриб, кинулись поздравлять друг друга.
С недолгой ядерной монополией США было покончено.
Но среди тех, кто радовался тогда успеху испытаний - ученых-физиков, инженеров, руководителей и военачальников - не было человека, чья прозорливость, организаторские способности и самоотверженность внесли не меньший вклад в советский атомный проект.
Легендарный руководитель советской внешней разведки в самые трудные для нашей страны военные годы Павел Михайлович Фитин в 46-ом был внезапно отстранен от занимаемой должности.
И предан забвению на многие десятилетия.
Его имя вернулась в отечественную историю только в наше время.
Теперь о нем пишут книги, снимают документальные ленты.
Совсем недавно в Москве ему установлен памятник.
Однако по-прежнему в его биографии есть белые пятна.
К числу малоизученных ее страниц относится и история борьбы Фитина за начало наших атомных исследований, которую он начал раньше всех - еще в августе 1941 года.
Именно о ней рассказывает очередная серия цикла Легенды госбезопасности, посвященная Павлу Фитину…