Он снялся в фильмах Король Лир, Мой младший брат, Утиная охота, Земля Санникова, Женя, Женечка, катюша, Тень и многих других.
Олег Даль вырос в некогда-то хулиганском районе Люблино и гордился тем, что дружил с местными дебоширами и слыл стилягой.
В трудные послевоенные годы родителям приходилось много работать, и у них катастрофически не хватало времени на своих детей.
Это ощущение недолюбленности не покидало Олега всю последующую жизнь.
В детстве Олег мечтал стать летчиком, но из-за больного сердца мечта оказалась несбыточной.
И он решил, что если пойдет в артисты, то сможет побывать кем угодно, в том числе и военным.
Родные не верили в успех этой затеи - ведь артисты должны красиво говорить, а Олег сильно картавил.
Но от этого недостатка он избавился - учил тексты с большим количеством букв р и повторял их наизусть до тех пор, пока картавость не исчезала.
В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М.
С.
Щепкина.
Среди студентов Даль заметно выделялся врожденной утонченностью, элегантностью, интеллигентностью.
Показываясь после института в самый популярный тогда театр Москвы, Современник, Даль так нервничал и смущался, что завалил свою роль.
Нина Дорошина подготовила Даля к повторному показу, и Олег вошел в труппу театра.
Он был счастлив.
В 22 года он уже работал на самой престижной сцене страны!
Когда он стал известным артистом, родители хотели, чтобы сын играл директоров заводов или секретарей райкомов и получал звания.
А он предпочитал сказки и Шекспира.
Даль не был бабником, хотя в 25 лет уже дважды был разведен.
Первый брак с Ниной Дорошиной закончился, толком и не успев начаться.
Второй брак с Татьяной Лавровой также закончился, едва начавшись.
Не найдя взаимопонимания с женщинами, он мог бы с головой уйти в работу, но и здесь актера ждало разочарование - ему не давали тех ролей, которые он хотел сыграть.
Смятение в душе артиста усугублял алкоголь.
Далю не было еще двадцати пяти, но он твердо верил в свою исключительность.
В отличие от коллег, которые очень старались понравиться режиссеру, Олег будто и вовсе не был заинтересован в работе.
Несмотря на то, что Даль постоянно подводил режиссеров, съемочные группы его очень любили и всё прощали за талант и обаяние.
Работа в Короле Лире стала заметной вехой не только в творческой, но и в личной жизни Олега Даля.
Монтажером фильма работала Елизавета Эйхенбаум, дочь известного литературоведа.
Однажды Даль пришел посмотреть отснятый материал.
Так и познакомились.
После были короткие встречи, а потом Олег подружился с Лизиной мамой и старомодно попросил у нее руки дочери.
В то время Даль очень сильно пил.
Елизавета видела это, но замуж за него вышла.
С Олегом было интересно, и она искренне надеялась, что справится с его слабостью.
С ней и ее мамой Даль прожил 12 лет, но, несмотря на это, он задыхался от холодности взаимоотношений; хотел эмоций и восторга чувств...
Даль действительно жил словно среди чужих.
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь...
- написал он однажды.
И кино, и театр предполагают коллективное творчество, а Олег считал, что коллектив подавляет личность.
Говорят, именно он назвал театр террариумом единомышленников.
Вероятно, поэтому, вернувшись в Москву, он продолжал кочевать из театра в театр.
Опять ушел из Современника.
Формально потому, что ему дали не ту роль, которую он хотел.
Его пригласил к себе в театр Анатолий Эфрос, которого Даль очень уважал и считал едва ли не живым гением.
Но и здесь актер надолго не задержался.
Незадолго до этого Эфрос исполнил давнюю мечту Олега Даля: снял его в роли Печорина в телеспектакле по Лермонтову.
Вообще, Лермонтов был очень близок Далю по духу.
На творческих вечерах Олег обязательно читал его стихи, мечтал сделать спектакль по произведениям поэта.
Но в условиях плановой экономики деньги на постановку могло выделить только государство.
Тяжело пробивался к зрителям и фильм, ставший впоследствии культовым, - Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы, где Даль сыграл принца Флоризеля.
Сначала руководству не понравились пробы; сказали, что у Даля пустые глаза.
Но, к счастью, режиссер настоял на своем.
Тяжело проходила и сдача картины.
Ну неправильно, что в советском фильме принц - положительный герой! Да и название Клуб самоубийц какое-то нежизнерадостное! Но не принять трехсерийный фильм, в который вложены большие деньги, значило оставить всех без премии.
Решено было официально фильм принять и положить его на полку.
Полтора года он там и пролежал.
Фильм был показан на Центральном телевидении в январе 1981 года, и сразу же полюбился зрителями.
А меньше чем через 2 месяца исполнитель главной роли Олег Даль ушел из жизни.
Произошло это в Киеве, куда актер приехал на кинопробы.
В последний день жизни он с друзьями сидел в кафе Дома кино.
Во время застолья Даль неожиданно для всех произнес: Я приехал умирать….
В фильме принимали участие: Ирина Алферова - актриса; Елена Анопова - костюмер; Олег Анофриев - актер; Роман Балаян - режиссер; Ярослав Барышев - актер; Лев Дуров - актер; Людмила Иванова - актриса; Игорь Кваша - актер; Елена Козелькова - актриса; Николай Мащенко - режиссер; Виталий Мельников - режиссер; Миргородская Лариса - подруга; Миргородский Сергей - друг; Борис Поюровский - театральный критик, театровед; Галина Николаевна - служитель музея; Евгений Татарский - режиссер.