Он все делает на совесть.
Подрался в шутку с сыном – разорвал на нем майку.
Праздновал в Каннах на пляже, отмечая Золотую Пальмовую ветвь – принял участие в массовой потасовке и, по признанию очевидцев, навалял обидчикам.
Он говорит: У меня всегда были слишком тонкие ноги и слишком большая голова, поэтому с юности приходилось доказывать окружающим, что ты чего-то стоишь, и на районе, и девушкам.
Эмир большую часть жизни прожил в двояком состоянии – между тем, кто он есть, и тем, кем хотел бы стать.
Я никогда не переставал мечтать о том, чтобы стать кем-то другим.
Возможно, самое удивительное в моей жизни – это то, что я до сих пор не верю, что я не футболист или не капитан большого корабля.
Режиссура позволила мне объединить и реализовать все мои тысяча и одно желание.
Фильм с помощью своего главного героя пробует раскрыть зрителю его личность с множества ракурсов, в разных ситуациях и эпизодах из его жизни выхватывая частички главного – того, что отвечает на вопрос: Кто такой этот Кустурица?
Эмир вырос в том районе Сараево, который считался цыганским.
У сверстников выбор был небогатый – либо стать вором, либо гением.
Эмир выбрал второе.
Часто дрался.
Пожалуй, так часто, что в какой-то момент отец буквально выпихнул его подальше – в пражскую киношколу.
Бедный студент выживал там за счет фарцовки.
Они с приятелем ездили в Германию за грампластинками и перепродавали их в Праге.
Одна ходка позволяла прожить месяц.
Он не делает разницы между реальностью и вымыслом, поэтому, когда смотришь его фильмы, невольно то и дело пересекаешь невидимую границу между ними.
За первый же свой полнометражый фильм Помнишь ли ты Долли Белл Кустурица получил Золотого Льва в Венеции.
Он тогда служил в армии и ему дали увольнительную на сутки, чтобы забрать приз.
По молодости Эмир оригинально воспринимал свои успехи.
Венецианский приз, по его словам, повысил его в собственных глазах настолько, что в ответ на просьбу об интервью с лживым журналистом он нашел в себе силы ответить: Да пошел ты!
Он вырос, но остался ребенком.
Ему все любопытно.
Он свободен и имеет право на ошибку.
Правда, не ошибается.
Или делает это так изящно, будто хочет сказать: Так и было задумано.
Кустурица никогда не придавал значения форме в противовес содержанию.
Его картина Папа в командировке получила Золотую Пальмовую ветвь в Каннах.
На награждении Эмир не появился.
Когда его звали в Канны, он сказал: Не могу, с паркетом вожусь у приятеля в кухне паркет перекладывал.
Когда он получал награду на Московском кинофестивале, то делал это в костюме, который ему одолжил Никита Михалков, потому что своего привезти не догадался.
У него все время развязаны шнурки, но не от небрежности: Кустурица почти все время на ногах и с развязанными шнурками ногам легче.
Когда он с другом зашел в парижский банк, чтобы поменять деньги, охрана, взглянув на них, тут же схватилась за оружие – подумали, что это налет.
А он просто был небрит.
Как обычно.
Друг его говорит: Многие думают, что Эмир – шпана с периферии, непробиваем, как асфальт.
Что-то такое в нем, конечно, есть.
Но с другой стороны, он невероятно нежный и добрый человек.
А еще он похож на цыганскую трубу.
На ней вовсе не обязательно играть правильно, главное – чувствовать.
В нем есть частичка этого безумного звука.
Поэтому его все и любят.
Ему мало того, что птицы летают.
Ему надо, чтобы и люди летали.
У других режиссеров человек может подлететь, только если подорвется на мине.
У него он взлетает от любви.
Как он это делает? Это все равно что спросить: о чем говорят два медведя?
В фильме принимают участие: Горан Брегович – композитор; Славко Штимац – актер; Лилиана Благоевич - актриса; Александр Берчак - актер
Мики Манойлович - актер; Лазар Ристовски - актер; Станислав Попович - сокурсник Э.
Кустурицы по киношколе в Праге; Абдула Сидран - сценарист;
Неле Карайлич - музыкант Ноу смокинг оркестра; Чеда Марьянович - музыкант Ноу смокинг оркестра; Деян Спараволо - музыкант Ноу смокинг оркестра; Майя Кустурица – жена; Стрибор Кустурица – сын; Милорад Глушица - оператор; Никита Михалков – режиссер.
А также Бурановские бабушки.