Фильм рассказывает о ключевых, поворотных моментах жизни Антоновой - руководителя одного из самых ярких, авторитетных культурных центров страны и мира, и Ирины Александровны - женщины, жены, матери сына, с детства страдающего тяжелым недугом.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина с 1961 года.
Действительный член Российской академии художеств, академик Российской академии образования, член-корреспондент Академии Сан-Фернандо в Мадриде Испания, доктор Российского государственного гуманитарного университета.
Имеет почетное звание Заслуженный деятель искусств России.
Лауреат Государственной премии Российской Федерации, кавалер орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и За заслуги перед Отечеством, Почетного Легиона Франция.
Ирина Александровна Антонова родилась 20 марта 1922 года в Москве.
В 1929 году ее семья переехала в Германию, где Ирина вместе с родителями жила до 1933 года.
После окончания школы Антонова поступила в Институт философии, литературы и истории ИФЛИ.
Во время войны работала медсестрой в госпитале.
В 1945 году Антонова стала выпускницей МГУ, получив специальность искусствоведа, поступила на работу в отдел западного искусства ГМИИ им.
Пушкина.
С 1961 года возглавляет музей.
Оставаясь директором музея, с 1969 года Антонова занимает пост вице-президента Международного Совета музеев, штаб-квартира которого находится в Париже, знакомится с директорами главных музеев мира, заводит широкие международные связи, позволяющие ей и по сей день организовывать в родном музее выставки, поистине уникальные.
Ирина Александровна - человек решительный, бескомпромиссный, обладающий несгибаемой волей к победе.
Всю свою жизнь она ведет борьбу с равнодушием к культуре людей разных уровней, от рядового сотрудника музея до руководителей, отвечающих за облик и образ столицы нашего государства.
Это ей, Антоновой, в 1974 году удалось преодолеть сопротивление высших партийных инстанций, надзиравших за культурой, и консервативно настроенных коллег-искусствоведов, и принять волевое решение - освободить залы второго этажа музея под находившиеся в запасниках шедевры импрессионистов.
В том же году по инициативе Антоновой в жизни страны произошло и другое событие - по дороге из Японии, в музее 2 месяца гостила Мона Лиза - знаменитая Джоконда Леонардо Да Винчи.
Каждый год, в декабре, в музее звучит музыка - с 1981 года здесь проходит знаменитый фестиваль Декабрьские вечера.
Немногие знают, что проект, который возглавлял Святослав Рихтер, был тоже инициативой Антоновой.
Знаменитая выставка Москва - Париж 1981 года, открывшая советскому зрителю искусство русского авангарда, разрушила советскую традицию выставлять русское искусство отдельно от западного.
Отныне на выставках в Пушкинском гости музея становятся свидетелями диалогов культур.
Москва - Париж, шедевры Тутанхамона, Москва - Берлин, Золото Трои, Дали, Караваджо и вдруг...
неожиданный поворот - выставки Диора, Шанель...
Антонова нестандартна и неожиданна.
31 мая 2012 года музею исполняется 100 лет.
Основатель музея - Иван Владимирович Цветаев - мечтал, что когда-нибудь вокруг музея вырастет музейский городок.
Претворить в жизнь идею Цветаева Антонова считает своей главной работой.
50 лет борьбы за присоединение к музею соседних территорий и зданий увенчались успехом.
При Антоновой территория музея расширилась - появились Музей импрессионистов, Музей личных коллекций, Детский центр - Мусейон.
Но по-прежнему десятки тысяч работ лежат в запасниках.
Мечта директора и ее коллег -распределить коллекции в отреставрированных домах, принадлежащих музею.
Как Антоновой удается отвоевывать для музея здания, убеждать чиновников?..
Ответ один.
Все они, вплоть до президента страны, понимают: Антонова печется о сохранении культурного наследия, о престиже страны.
О том, чтобы культура занимала достойное место в Центре страны, в том числе, и географическом.
Лично для себя она ничего не просит.
У нее ничего нет...
Однажды Ирина Александровна собрала все свои награды, чтобы передать их на хранение в музей.
По случайности дома оставила только один Орден За заслуги перед Отечеством Первой степени.
Высшую награду страны.
Остальные - Орден трудового Красного Знамени, Октябрьской революции и еще десятки других высших правительственных наград США, Франции, Японии, Ирина Александровна собрала в мешочек и принесла в свой кабинет.
Хотела передать в нумизматический отдел, но дела отвлекли, и мешочек остался на столе в кабинете.
Хватилась лишь через несколько дней...
Антонова уверена: когда-нибудь он обязательно найдется!
В фильме принимают участие друзья и сподвижники Антоновой: академик Д.В.
Сарабьянов и его жена, профессор Мурина Е.А., Директор Российского отделения SOTHEBY S М.А.
Каменский, бывший заместитель Антоновой, Ю.Б.
Норштейн, М.И.
Свидерская, д-р искусствоведения, профессор МГУ.
Режиссер фильма: Олеся Фокина Продюсер: О.
Фокина
КОД-Фильм , Россия, 2012