Горькие ягоды советской эстрады в 23:50 на канале ТВЦ
Мы привыкли видеть советскую эстраду середины прошлого века причесанной, целомудренной, застегнутой на все пуговицы.
Кажется, что скандалы и интриги обходили этих людей стороной.
Но какой на самом деле была изнанка? В этом попытались разобраться авторы документального фильма Горькие ягоды советской эстрады.
Противостояние двух столиц, как оказалось, началось намного раньше жарких футбольных баталий между московским Спартаком и питерским Зенитом.
Знаменитую песню Стоят девчонки, написанную в 1966 году, из современных исполнителей не спел разве что только ленивый.
Но мало кто помнит, что первой исполнительницей этого хита была ленинградская певица Мария Пахоменко.
Эффектная европейская внешность, узнаваемый голос и безупречный вкус - все это сделало певицу звездой номер один в СССР.
Пахоменко выпустила рекордное количество пластинок - больше двух с половиной миллионов! Жизнь казалась Марии и ее мужу композитору Александру Колкеру сказкой.
В 1971 году в министерстве культуры СССР подыскивали артиста для участия в конкурсе Золотой Орфей, который проводился в Болгарии.
Ленинград, вспомнив все заслуги Пахоменко, выставил ее кандидатуру.
Но у Москвы были свои амбиции и свой список кандидатов.
Певице позвонили из столицы и открытым текстом просили отказаться от участия в конкурсе добровольно.
Она не согласилась.
И выбор пришлось делать министру культуры Фурцевой лично.
Мало кто в московских министерских кабинетах желал Пахоменко победы, но она вернулась с главным призом конкурса.
В газете Советская культура Пахоменко посвятили один сухой абзац.
А вместо почестей… перестали ее приглашать в Москву вообще и на телевидение в частности.
Но отказавшись от Пахоменко, Москва не собиралась отказываться от ее образа.
Так на советской сцене появилась Валентина Толкунова.
Такой же хвост волос или коса, такие же бусы, практически тот же образ! И было у Толкуновой одно преимущество перед Пахоменко: ее репертуар не только лирический, но и патриотический - лучший пропуск на советский голубой экран.
С середины 70-х Мария все реже появлялась на экранах центрального телевидения.
Да и ставить в один телевизионный концерт Толкунову и Пахоменко с точки зрения редакторов было нерационально.
Для Толкуновой стали работать самые лучшие и известные композиторы страны.
Может быть, золотой век Марии Пахоменко был бы куда длинней, умей она постоять за свои творческие амбиции.
Но ее характер не был бойцовским.
Просить она не умела, с полезными людьми не дружила.
Как закатилась ее звезда? Смирилась ли она с судьбой? Ради чего в последние годы жизни ее дочь прятала Марию от отца? Узнаете из фильма.
Не меньшие конфликты, рассказывают авторы фильма, происходили на эстраде и у народниц, главными из которых были величавая Людмила Зыкина, суровая Ольга Воронец и молодая Александра Стрельченко.
Огромная территория СССР разводила главных народниц страны.
Зрителей хватало всем.
Другое дело - сборные концерты, особенно если они устраивались для партноменклатуры и транслировались по телевидению.
Показателем самого высокого статуса для эстрадного исполнителя считалось открывать или закрывать концерт.
Статус Зыкиной был столь высок, что в любом концерте за ней было закреплено негласное право закрывать представление… В 2015 году Александра Стрельченко перенесла инсульт, вследствие которого певица почти не выходит из дома.
Своих детей у нее нет, и поэтому ученики не только продолжают дело своего педагога, но и помогают ей справиться с недугами… Кому перешли дорогу любимая миллионами певица Александра Стрельченко и ее муж-продюсер? Кто довел Галину Ненашеву до нервного срыва? Почему одним достались, как пелось в известной песне, только горькие ягоды, а других судьба баловала сладкой жизнью десятилетиями - например, Эдиту Пьеху? Она впервые вышла на профессиональную сцену в 1955 году.
А карьера Эдиты Станиславовны - официально самая продолжительная в нашем шоу-бизнесе.
В 2017 году она пела на своем восьмидесятилетнем юбилее, так что в профессии Пьеха шестьдесят два года.
В нее влюблялись самые известные люди страны.
Но за долгую жизнь Эдита Станиславовна привыкла в своих рассказах опускать имена и фамилии.
За десятилетия певческой вахты она поняла, что время всегда всех рассудит по справедливости.
А еще, что никогда нельзя сдаваться - только в этом залог долгой, успешной карьеры
ВИДЕО: Горькие ягоды советской эстрады
Горькие ягоды советской эстрады
Советская эстрада. Война за эфир | Зыкина, Пьеха, Ротару, Саульский, Пугачева
Ольга Воронец Сладка ягода из к/ф Любовь земная (1975)
Горькие слёзы советских комедий | Центральное телевидение
Горькие слёзы советских комедий
Горькие ягоды!
Пожалуйста, после просмотра фильма напишите свой отзыв для других посетителей, которые еще не посмотрели этот фильм.
Следующие фильмы и передачи на канале ТВЦ в 00:30 06.01.2021