Покупки Морозова и Щукина в Париже взвинтили цены на новое искусство, которое до того момента ценилось, мягко сказать, невысоко.
Когда Матисс по приглашению Щукина приехал в Москву, где увидел свое панно Музыка с закрашенными мужскими признаками флейтиста, художник ничего не сказал своему благодетелю, но и не забыл об этом.
И уже в 30-х годах неоднократно писал советским властям, требуя убрать с картины этот фиговый листок.
Только в 1988 году реставраторы Эрмитажа удалили ретушь.
В интервью газете Утро России Анри Матисса: Последние 10 лет жизни я искал то, что русские иконописцы, оказывается, открыли еще в XIV веке.
Иконы - это удивительная простота и невероятная ясность.
Русские даже не подозревают, какими сокровищами владеют.
В 1912 году Новый московский музей императора Александра III, так он тогда назывался, был торжественно открыт лично царем, прибывшим на открытие со всем семейством.
После отъезда Щукина в эмиграцию сразу после революции 1917 года его коллекцию удостоят отдельного декрета о национализации.
Коллекцию Морозова национализируют другим постановлением, а самого Ивана Абрамовича назначат...
заместителем хранителя в собственном доме.
Он выдержит на этой должности только неделю.
Щукин и Морозов не забрали с собой в эмиграцию ни единой картины из своих собраний.
На новом искусстве, завезенном в Россию Щукиным, на новых вкусах, привитых им, уже после революции возник так называемый русский авангард - ни на что не похожий и самый радикальный.
В 1928 году в Москве гостит Альфред Барр - будущий основатель знаменитого ныне Музея современного искусства в Нью-Йорке.
И именно тогда, посетив Щукинскую и Морозовскую галерею, он увидел самый первый прообраз того, что потом сам создаст в Америке.
В итальянском дворике музея изобразительных искусств выставлялся макет Дворца Советов который собирались возвести на месте взорванного Храма Христа Спасителя и именно туда оценить будущее сооружение пришли И.
Сталин, М.
Горький и другие видные деятели советского государства.
В подвале музея была завалена работой мастерская, где изготавливали слепки со слепков античных скульптур, которые - будучи установленными в парках - призваны были своими классическими очертаниями служить примером для советских физкультурников.
Знаменитая Девушка с веслом - также плод вдохновения, разбуженного античной скульптурой.
Кстати, самая первая девушка с веслом была обнаженной, но более массовая ее версия сходила с конвейеров уже в трусах и майке Леонид Парфенов демонстрирует зрителям процесс превращения античной формы искусства в советскую.
После войны, когда Государственный музей нового западного искусства вернулся из эвакуации, в его судьбе произошли серьезные перемены.
6 марта 1948 года выходит постановление Совета министров №672, где говорилось: Государственный музей нового западного искусства содержит безыдейные, антинародные, формалистические произведения западноевропейского буржуазного искусства, закупленные московскими капиталистами в конце XIX начале XX вв...
После этого музей был упразднен, а его коллекция поделена между музеями Пушкина и Эрмитажем.
Все самое радикальное уехало в Ленинград - подальше с глаз столичного начальства.
Знаменитый рисунок Пикассо Голубь мира, ставший эмблемой международного движения за мир активно продвигаемого СССР, вернул новому искусству надежду на возвращение в Россию.
В 1950 году Пикассо дают международную премию мира, а вместе с ней - официальный статус прогрессивного художника.
В 1956 году друг Пикассо, советский поэт Илья Эренбург пробивает в СССР первую персональную выставку художника.
К до сих пор запретным картинам из коллекции Щукина и Морозова сам Пикассо присылает свои новые работы.
На открытие в Пушкинский музей набивается такая толпа, что в зале не хватает места.
Многолетний директор музея Ирина Антонова навсегда запомнила, как в конце 50-х через итальянский дворик музея шла экскурсия испуганных старшеклассниц.
Войдя в зал, они были ошеломлены.
Увидев фигуру Давида Микеланджело, все как по команде подняли платочки к лицам и постарались как можно быстрее, бочком-бочком, пройти мимо.
С Пушкинским музеем связаны многие исторические события в жизни российской культуры, вехи.
Взять хотя бы визит Джоконды или приезд Марка Шагала он проделал путь из Франции в Москву для того, чтобы посмотреть на лучшее собрание работ основоположника нового искусства...
француза Анри Матисса, или устроение пианистом Святославом Рихтером музыкально-изобразительного фестиваля Декабрьские вечера, или вызвавшую гигантский ажиотаж выставку Москва-Париж.
Актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Владимир Этуш, Владимир Зайцев, Евгений Миронов, Сергей Васильев, Владимир Познер, Петр Налич Авторы: Леонид Парфенов
Студия Намедни, При участии Фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Дмитрия Рыболовлева, Россия, 2012