Фильм Леонида Парфенова к 100-летию ГМИИ им.
А.С.
Пушкина.
Мировоззрение такое - на мир зрение - было ИМ нам дано!
От природы у русских на красоту взгляд европейский.
Иван Цветаев, поповский сын из деревни во Владимировской губернии, основал нынешний Музей изобразительных искусств, сетуя: Несчастная мы страна! У нас своей античности нет! Чтобы следующие иваны из деревень знали, что мы тоже из европейского культурного корня, Цветаев собрал богатейшую коллекцию слепков от Древних Афин до флорентийского Возрождения.
А купеческие сыновья Иван Морозов и Сергей Щукин оказались первыми ценителями авангарда - от них у нас роскошные собрания Гогена, Матисса, Сезанна, Пикассо.
О них, об этой традиции и о том, как она выживала во времена гонений - наш фильм Л.
Парфенов.
Памятные исторические сцены воссозданы на экране благодаря именитым актерам, а мировые шедевры в буквальном смысле слова оживают в попытке передать зрителю то впечатление, которое они производили на своих самых первых покупателей - русских меценатов, сумевших увидеть в них сто лет назад то, что мало кто видел.
В фильме снимались: Олег Табаков, Владимир Этуш, Игорь Кваша, Владимир Познер, Петр Налич, Владимир Зайцев, Сергей Васильев, Евгений Миронов, Михаил Ефремов и др.
Фильм, как всегда у Парфенова, погружает зрителя в описываемое время и события, максимально и ярко детализирован.
Используется компьютерная технология оживления известных картин и совмещения изображений, созданных художниками, с реальной натурой, вдохновившей их на работу.
Известные почти каждому вещи в фильме подаются так, будто узнаешь об этом впервые.
Одновременно в фильме используется огромное количество материалов, о которых мало кому было известно или, во всяком случае, хорошо забыто.
И конечно, большое внимание уделено людям, познакомившим Россию с современным искусством.
От поповского сына и профессора Московского университета Ивана Цветаева, мечтавшего о создании музея в качестве учебного пособия для изучающих классическое искусство до выходцев из старообрядческих купеческих семейств Ивана Морозова и Сергея Щукина, создавших из ничего уникальные и богатейшие собрания нового искусства.
От фабриканта Юрия Нечаева-Мальцова, финансировавшего строительство и самую первую экспозицию музея, до гениального русского инженера Владимира Шухова, создавшего революционный по тем временам стеклянный купол 2-го этажа музея.
От Анри Матисса, Пабло Пикассо и Марка Шагала, чье творчество было связано с Россией и зародило интерес к современному искусству в этой стране, до самых первых посетителей Пушкинского музея - императора Николая II с царским семейством и истопника директора музея.
В фильме снялось немало очень известных и популярных в стране актеров.
Скажем, Олег Табаков создал образ Ивана Цветаева, а Евгений Миронов - Николая II.
Удивительно, что в роли Пабло Пикассо блистательно выступил...
Владимир Познер.
Съемки фильма проходили в Москве, Париже у бывших плавучих прачечных на Монмартре, где на рубеже XIX-XX вв.
обитала нищая богема, на Rue Lafitte, где торговал картинами Амбруаз Валлар - в этой лавке устраивались самые первые персональные выставки-продажи Ван Гога, Гогена, Сезана, Матисса, Пикассо, в деревне Полибино усадьба Нечаева-Мальцова, в селе Дроздово близ Шуи где учился на медные гроши попович Цветаев, в Твери Морозовские казармы, во французском Валлорисе которому Пикассо подарил своего Мальчика с ягненком и во множестве других мест.
* * *
1 серия.
Цветаев преподавал в Московском университете историю искусств и новый музей поначалу замышлял как учебный.
Чтобы в одном зале Античность, в другом - Средневековье, в третьем - Возрождение.
Вместо оригиналов планировал разместить копии.
С оригиналов скульптур, выставленных в музеях европейских столиц, по заказу Цветаева были сделаны гипсовые слепки Леонид Парфенов демонстрирует зрителям технологию отливки.
В Москву везли десятки и сотни слепков гигантских статуй, целых памятников, а еще колонн, ворот, гробниц.
Гипс тонировали под мрамор, бронзу, дерево - чтоб точь-в-точь.
Ткацкая промышленность - самая быстроразвивающаяся в русском капитализме.
Текстильные короли трепетно относились к изящным искусствам.
Прядильный магнат Павел Третьяков построил целую галерею и подарил ее Москве.
А совладелец ситцевых мануфактур Иван Морозов и торговец тканями Сергей Щукин собирают самые изощренные коллекции нового искусства, никем еще не признанного.
Щукин говорил: Картину надо покупать, если она вызывает шок.
Это сейчас они общепризнанные шедевры, воплощение эпохи, а тогда критики эти картины не жаловали.
- Это что за мазки внизу? - Прохожие...
- Что?! Разве я так выгляжу, когда прохожу по бульвару Капуцинок?
Морозов никого не слушал, доверял только своему вкусу, а Щукин был способен купить картину даже вопреки своему вкусу, если доверял художнику.
Участок земли в Колымажном переулке, где в прежние времена размещался царский гужевой паркинг, был единственным незастроенным местом в центре Москвы.
Вот его-то профессору Цветаеву и передали в распоряжение под возведение музея.
В 1898 году Цветаев представил проект московского музея изящных искусств императору Николаю II.
Государь дал на устройство музея 200 тысяч рублей из казны.
А всего проект предусматривал 3 миллиона.
Но аудиенция у царя имела широкий резонанс и частную инициативу московского профессора все стали считать государевым делом.
Промышленник и меценат, стекольный король Юрий Нечаев-Мальцов выделил на музей 2 миллиона.
Копия гигантской мозаики венецианского собора Св.
Марка - первое нечаевское пожертвование.
А еще колоссальные поставки мрамора и гранита, работа итальянских камнетесов, почти все капитальное строительство.
Верхние торговые ряды ГУМ, Петровский пассаж, Главпочтамт, застекленный дебаркадер нынешнего Киевского вокзала 230 м в длину - мировой рекорд стеклянного зодчества - все это работа гениального русского инженера Шухова автора всемирноизвестной Шуховской башни Нечаев привлек Шухова для строительства стеклянного купола нового музея.
Ведь известно, что если свет падает сверху, он лучше выявляет объем скульптур.
Заикающийся ценитель нового искусства Щукин.
В фильме при помощи спецэффектов делается попытка взглянуть на картины глазами самого Щукина.
Ведь кроме него мало кто тогда в России да и в мире видел в новом искусстве что-то стоящее.
Анри Матисс познакомил его в начале XX века в Париже с юным художником Пабло Пикассо, у которого Щукин приобрел Даму с веером сейчас это - классика кубизма.
В 1909 году казна покупает для музея роскошное египетское собрание промышленника Владимира Голенищева к слову, владелец Самсоньевской мануфактуры Голенищев был египтологом высочайшей квалификации.
Располагая огромными средствами, он собрал ценнейшую и уникальную частную коллекцию египетских древностей - 6.000 экспонатов.
Депутат-большевик Московской Думы Сурков настаивает на бесплатном проходе в музей посетителей по праздничным дням.
Во время отделочных работ случился пожар, погибло 175 ящиков со слепками из Лувра, Британского музея, из Берлина и Мюнхена.
Все убытки оплатил Нечаев-Мальцов.
Русский частный капитал тогда очень щедро тратился на искусство.
Актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Владимир Этуш, Владимир Зайцев, Евгений Миронов, Сергей Васильев, Владимир Познер, Петр Налич Авторы: Леонид Парфенов
Студия Намедни, При участии Фонда Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и Дмитрия Рыболовлева, Россия, 2012