Фильм посвящен 90-летию режиссера Георгия Натансона.
Его картину Старшая сестра в первый год проката посмотрели 23 миллиона человек.
Это была самая громкая премьера 1966 года.
Громкая неожиданно для всех - для чиновников Госкино, для актеров, даже для самого режиссера.
Огромные очереди в кинотеатры, как на какую-нибудь зарубежную новинку.
Неизвестная для кинозрителя актриса Татьяна Доронина по опросу Советского экрана становится актрисой года.
Западная пресса пишет о ней как о русском секс-символе.
Зрители впервые узнают имена Инны Чуриковой, Натальи Теняковой, Виталия Соломина.
И режиссера Георгия Натансона.
А ведь фильм мог и не появиться.
Чиновники от кино не утвердили никого из актеров.
Режиссер фильма Георгий Натансон пришел к председателю Госкино Романову, однако никакие доводы не помогли.
Романов уже прощался с режиссером, когда увидел, как у Натансона покатилась по щеке слеза, одна-единственная.
Романов его остановил: У нас еще не было подобных прецедентов.
Через 10 дней будет коллегия комитета, соберутся киноминистры всех союзных республик.
Приносите пробы, мы все посмотрим.
Министры пробы утвердили.
У Георгия Натансона вообще не было легких премьер.
Да и саму его жизнь вряд ли назовешь легкой.
Он был учеником самых прославленных кинорежиссеров двадцатого века - Эйзенштейна, Довженко, Пырьева, Птушко.
Он действительно многому у них научился.
И не только мастерству, но и тому, как жить и работать, когда все против тебя, как выстоять и не сломаться.
Еще до первых своих кинокартин Георгий Натансон вошел в историю киностудии как единственный человек, который через суд оспорил сталинский приказ.
В 1951 году он работал ассистентом у Александра Птушко на картине Садко.
Во время перерыва заметил людей у доски объявлений Мосфильма.
Когда он подошел, все расступились.
В приказе об увольнении он прочитал свое имя.
Шла так называемая борьба с космополитизмом.
Фамилия Натансона сразу разонравилась руководству студии.
Как и несколько десятков похожих фамилий.
В этот момент Георгий Натансон сделал невероятный для сталинской эпохи шаг: пошел в суд.
Судья перед началом процесса успел ему шепнуть: у вас нет шансов.
Когда казалось, что сделать ничего нельзя, в нем проснулось чувство борца.
Теперь его голос звучал в кабинетах, к которым в те времена люди боялись даже приближаться.
Он писал заявления от лица сына, отец которого, профессор, погиб в окружении под Ельней.
И случилось почти невероятное - его услышали.
Услышал Никита Хрущев, который при Сталине возглавлял Московский комитет партии.
За его подписью пришел приказ восстановить Георгия Натансона в прежней должности.
1962 год.
В коридорах Мосфильма разгорается настоящий скандал.
Великий Пырьев прямо при всех разносит в пух и прах режиссерскую заявку своего бывшего ассистента и начинающего режиссера Георгия Натансона под названием Все остается людям.
Натансон хлопает дверью родной киностудии и уезжает с этой заявкой в Ленинград.
На Ленфильме он не просто снял картину, но и познакомился с главной актрисой своей жизни, звездой, которую зажег он, Натансон, - Татьяной Дорониной.
Он снял ее в Старшей сестре, которая имела оглушительный успех, а потом в своей знаменитой картине Еще раз про любовь.
Когда Натансон закончил снимать Еще раз про любовь, показалось, что в стране недостаточно кинотеатров.
В каждом стояла огромная очередь на его фильм.
Профессия стюардесс стала невообразимо популярной: девушки хотели одеваться, как Татьяна Доронина, разговаривать, как она.
Георгия Натансона вообще называют открывателем звезд - многие нынешние известные актеры дебютировали в его фильмах.
С его легкой руки начинали свой путь в кинематографе и режиссеры.
Так было с Анатолием Эфросом, так было с Андреем Тарковским.
Именно на кухне Натансона кормили тефтелями и утешали Тарковского, когда у картины Иваново детство были большие неприятности.
Семья у Георгия Григорьевича небольшая: он, дочь и внучка.
В 1995 году не стало его единственной жены, с которой он прожил 62 года.
Его дочь, Марина Георгиевна, сегодня главный человек в жизни отца.
Она сопровождает его на все мероприятия, съемки, встречи, ведет все переговоры и трепетно ухаживает за ним.
Марина Георгиевна работает на Мосфильме, она второй режиссер, поэтому и на киностудии она вместе с отцом.
Он легко и с удовольствием терял голову от женской красоты и от таланта.
Он мог встретить женщину в толпе, на улице, почувствовать в ней звезду и пригласить играть в кино.
Так однажды на Тверской он увидел рыжеволосую девушку и позвал ее на пробы.
Пробы оказались неудачными, а имя нечаянно встреченной осталось в памяти навсегда: Алла Пугачева.
Они общаются до сих пор, и Алла Борисовна помнит, как она единственный раз в жизни не смогла пройти кинопробы.
У него был роман с красавицей-актрисой Аллой Ларионовой, и для нее он тоже стал крестным отцом в кино, приведя на кинопробы к знаменитому режиссеру Александру Птушко неизвестную студентку ВГИКа.
Создатели фильма стремились не просто вспомнить биографию Натансона, но и показать, как работает этот человек сегодня, даже в малобюджетных условиях.
У телезрителей будет возможность увидеть, сколько творческой силы в этом 90-летнем человеке: он отбирает актеров для документального фильма, он летит в Петербург, чтобы отснять натуру для картины о Дорониной, и ищет на Ленфильме людей, которые с ним работали и могут помочь ему с архивами.
Георгия Григорьевича в последнее время немного подводит сердце, но он знает: кризис возможен, как только он перестанет работать, потому что простоя его сердце не выдержит.
В последнее время он почти не плачет.
И только когда смотрит на портрет жены, можно заметить, как по щеке бежит слеза.
Слеза Натансона, которая однажды изменила его жизнь.
В фильме приняли участие: Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Александр Лазарев-старший съемка 2010 года, Олег Табаков, Марина Зудина, Валентина Титова, Николай Бурляев, Ивар Калныньш, Игорь Верник, Марина Лузгина, дочь Натансона.
Режиссер фильма: Татьяна Варданян.