Фильм посвящен 90-летию со дня рождения любимого артиста.
Когда в 60 лет Евгений Евстигнеев женился в третий раз, никто не поверил, что это всерьез.
В театральной тусовке крутили пальцем у виска, но оказалось - любовь его спасла.
Она появилась в жизни актера в самый драматический момент.
Эту красивую девушку из Минска он впервые увидел в стенах Школы-студии, где был приходящим педагогом.
Они с Ириной Цывиной долго прятали свои чувства, но в какой-то момент Евгений Александрович позволил себе быть свободным.
От чужого мнения, от навязанных стандартов.
Еще в молодости актер был записан в некрасавцы.
Поэтому и глубокие драматические роли ему не предлагали.
Разве мог так выглядеть настоящий герой? А уж его раннюю лысину обыгрывали по полной! Никто тогда не знал, что Евстигнеев уже имел успех на сцене: после окончания Горьковского театрального училища, он три года служил во Владимирском театре, и публика начала ходить специально на него.
На сцену его привела любовь к джазу.
Рассказывают, что педагоги училища случайно увидели в кинотеатре, как парень с рабочей окраины перед сеансом стучал на барабане.
Но уже после училища уже настолько вошел во вкус, то захотел стать артистом МХАТа, куда попасть можно было только через Школу-студию.
И в 28 лет актер снова стал школяром.
Его долго воспринимали как комического персонажа.
Поэтому когда он женился на Гале Волчек, в школе-студии живо обсуждали этот мезальянс.
Да и папа Галины - известный кинооператор Борис Волчек, был поначалу против такого союза.
Молодые долго скитались по чужим квартирам, ночевали даже на вокзале.
Но бытовые трудности воспринимали с юмором - ведь их главным домом был театр Современник, который они сами и создавали с Олегом Ефремовым.
Но что-то в семейной жизни пошло не так.
И однажды Волчек узнала, что у мужа роман на стороне… Внимание Евстигнеева привлекла хрупкая, похожая на итальянскую кинозвезду, Лилия Журкина.
Она пришла в труппу Современника в 1962 году.
Между Евстигнеевым и молодой актрисой возникло чувство, да такое, что им пришлось оставить прежние семьи, а Журкиной еще и сразу уйти из театра.
Красавицей-женой Евгений Александрович гордился, свои редкие выходные он проводил только вместе с ней.
А в 1968 родилась дочь Маша, которую отец обожал… Его карьера шла в гору: появилась вторая после Голого короля коронная роль - Сатина из спектакля На дне.
Любимцем же всей страны актер стал, сыграв начальника пионерского лагеря Дынина в комедии Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен! Не удивительно, что он привлек внимание Эльдара Рязанова - мастера лирической комедии.
Режиссер снимет актера в четырех фильмах, и всякий раз для Евстигнеева эта работа будет праздником.
Даже если съемки шли в лютый мороз.
Вот как о Зигзаге удачи вспоминает в документальном фильме Ирина Скобцева: - Холодрыга была страшная.
Бурков говорит: Мы замерзнем, у всех носы будут синие.
Мы должны поправлять здоровье - по рублю в шапку! И кто-нибудь бежал за горячительным.
Правда, в какой-то момент актеры так увлеклись, что режиссер пригрозил написать докладные в их театры.
А Евстигнеева однажды упрекнул в том, что не смог выбрать у того ни одного трезвого дубля.
А вот у жены Евгения Александровича карьера не задалась.
Лилия, в основном сидела дома.
Из театра она ушла, в кино почти не приглашали, надежды устроить творческую судьбу таяли на глазах.
На фоне постоянных переживаний у Журкиной начались проблемы со здоровьем, а стресс она заглушала таблетками и алкоголем.
А в самом Современнике тем временем назревал раскол.
Олег Ефремов в 1970-м году возглавил МХАТ и позвал с собой часть труппы.
Вспоминает Валентин Гафт: - Случилось то, чего никто не ожидал.
Женя ушел в самый неожиданный момент.
Он больше всего защищал Современник, и говорил, что никогда не уйдет.
И это был капкан.
Что же побудило Евгения Евстигнеева совершить этот шаг? Личная ситуация? Старая дружба с Олегом Ефремовым? Из-за чего в то время он больше всего страдал? В 70-80-е годы актер сыграл несколько ролей, которые позже назовут хрестоматийными.
Но сыграть, например, Короля Лира ни в кино, ни в театре Евстигнееву не предлагали.
Однажды ему прислали почитать сценарий фильма Зимний вечер в Гаграх.
В этот образ он вложил, кажется, всю свою боль, и чувство одиночества, и растерянность от вдруг возникшего отдаления любимой дочери.
Фильм был снят в 1985 году.
За год до этого умерла мама, которую Евстигнеев нежно любил.
В 86-м не стало Лилии Журкиной.
Евгений Александрович слег со вторым инфарктом.
И тут судьба послала ему спасение.
Это было впервые: молодая женщина окружила его почти материнской заботой.
Он снова почувствовал вкус к жизни, с удовольствием стал носить модные обновки, радовался гостям.
И именно Ирина уговорила мужа сыграть, возможно, лучшую роль - профессора Преображенского в Собачьем сердце.
Но как раз накануне съемок состоялся его тяжелый разговор с Ефремовым и последующий уход из МХАТа.
Почему Ефремов неожиданно жестко обошелся со старым другом? А может роковую фразу Олег Николаевич просто бросил в сердцах? Смог ли Евгений Александрович простить друга? …Он ушел как-то внезапно, и это стало для многих шоком.
Говорили, что его убила собственная впечатлительность: перед операцией на сердце, хирург рассказал актеру обо всех рисках.
И Евстигнеев мысленно проиграл сцену своей смерти - достоверно, как умел.
Он был мужчиной.
И до конца оставался сильным и очень светлым человеком