Два обстоятельства сыграли решающую роль в жизни замечательного русского художника Виктора Борисова-Мусатова: то, что родился и вырос он в бедной семье, и то, что детская травма сделала его калекой на всю жизнь.
Фортуна улыбнулась живописцу лишь однажды: показанная на одной из выставок Московского товарищества художников картина Водоем принесла ему популярность.
В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова путешествовали с выставкой в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков.
Однако на существование художника признание это никак не повлияло: сын бывших крепостных Виктор Борисов-Мусатов продолжал жить все так же бедно.
Однако вместо, как сказали бы сегодня, чернухи в работах Мусатова - пленительная красота, вместо социального протеста и размышлений о несправедливости нашего мира - поэтичные лирические образы.
Неуловимая печаль, элегическая тоска по прошлому совершенству, ныне утраченному и недостижимому, - не столько эстетический манифест, сколько дань господствующему художественному течению времени - символизму.
Съемки фильма проходили на родине художника в Саратове, где чудом уцелел дом, в котором Борисов-Мусатов жил, и в Тарусе, где прошли последние месяцы его жизни.
В фильме принимает участие знаток искусства Серебряного века, художник, академик живописи М.
М.
Курилко-Рюмин