Когда отец узнал, что сын собрался в артисты и это увлечение серьезно, он его наказывал очень жестко, он его просто бил...
- вспоминает Константин Райкин о том, как много лет назад его дедушка отреагировал на решение сына стать артистом.
Врач или юрист - вот для каких профессий готовили мальчика Аркадия.
Но он осмелился ослушаться отца, и уже в конце 1930-х вся страна узнала имя Аркадия Райкина.
Каково было считаться главным шутом в стране, где любая неточная шутка могла означать конец, в том числе, и конец в буквальном смысле слова.
Аркадий Райкин много десятилетий был в Советском Союзе артистом №1.
Чего ему это стоило и каким был великий Райкин за пределами знаменитых сатирических миниатюр? Культ Райкина начался тогда же, когда и культ Сталина.
Они были - парадоксально - в неплохих отношениях.
Сталину нравились райкинские миниатюры.
Екатерина Райкина, дочь артиста, рассказывает, как однажды отца разбудили среди ночи и отвезли выступать.
К самому Сталину на день рождения.
Райкина даже в документальной хронике снимали по-особенному.
Вот военные кадры.
Постановочные.
Снимают не только выступление артиста, но даже его приезд - в несколько дублей.
Райкину - единственному - можно было говорить со сцены чуть больше, чем другим.
Но одна точная миниатюра, в которой легко угадывался Хрущев, чуть не стала последней в его карьере.
При этом сам Райкин был совершенно аполитичен и от жизни обычных граждан очень далек.
Но образы в миниатюрах всегда были точны до мелочей.
Некоторые узнаваемы и теперь: знаменитая когда-то миниатюра, в которой Райкин - рабочий из Таджикистана.
40 лет спустя сказали бы - гастарбайтер.
Слава Райкина была так велика, что ему, казалось, можно все.
Даже нарушать законы.
Внук артиста Алексей Яковлев вспоминает, что собственными глазами видел в паспорте у деда две прописки.
В Москве и в Ленинграде.
Постовые милиционеры радостно разрешали автомобилю артиста №1 сворачивать в неположенных местах.
А однажды Райкин лично явился выручать из военкомата молодого артиста Сергея Урсуляка.
При этом в быту он был чрезвычайно скромен.
Вместе с Екатериной Райкиной мы приезжаем в их старую питерскую квартиру - обычную коммуналку.
Здесь много лет в двух небольших комнатах ютился артист №1.
И до сих пор здесь живут те, кто помнил его как соседа.
Налево в круглой прихожей была дверь к Татаринцевым.
Глава семьи, человек неразговорчивый, не распространялся о своем роде занятий, но его дети рассказывали детям Райкина, что их папа служит морским прокурором.
И однажды ночью в квартиру пробрались странные люди - они пришли Татаринцева убивать...
На шум в прихожую вышел Райкин, которого убийцы немедленно узнали и тут же ретировались.
Так слава артиста спасла жизнь его соседу.
Но хоть Райкин и был ленинградским артистом, большую часть времени он проводил в Москве.
В гостинице Москва.
В номере 1211 Райкины жили в среднем по полгода, хотя числились ленинградцами.
Аркадий Исаакович чувствовал себя здесь как дома.
В доказательство мы услышим рассказ о том, как однажды, проходя по коридору к номеру, Райкин начал раздеваться, в шутку.
В номер входил уже абсолютно голым.
Жена, бежавшая следом, только успевала собирать сброшенные вещи...
Слухи о романах Райкина ходили самые невероятные.
Из-за этого в его семье возникали сложные ситуации.
Так, например, Константин Райкин вообще мог не родиться, потому что его мама узнала об очередном романе Аркадия Исааковича и хотела уже сделать аборт...
Меня мучило это ощущение, что вот тебя не надо, а ты есть, - признается Константин Райкин.
Супруга артиста Руфь все звали ее Рома тоже была артисткой театра Райкина.
Красивая девочка из хорошей семьи когда-то вопреки родительским требованиям ушла жить к нищему артисту в общежитие.
Многие считают: это она и сделала Райкина тем, кем он был.
Поэтому страшным ударом для артиста стала ее ранняя болезнь.
В 60 лет у Ромы случился инсульт.
Паралич, потеря речи.
И он был вынужден о ней заботиться.
Рома пережила своего великого мужа на два года.
Но самая невероятная история Константин Райкин публично рассказывает ее впервые - это история семьи Пастуховых.
Аркадий Исаакович получил письмо, где маленький мальчик делился с ним своим горем - его мама серьезно болела...
она давно уже не улыбается и с нами не играет, она все время грустная и больная, помогите нам, пожалуйста.
Подпись: Саша Пастухов.
Райкин с женой плакали, читая это письмо, и сразу решили помочь мальчику и его маме.
Они пригласили Наталью Пастухову в Москву, поселили у себя в квартире, устроили к лучшим врачам столицы.
Домой в маленький город Уральск Наталья вернулась здоровой счастливой женщиной.
Мы разыскали семью Пастуховых.
30 лет спустя, уже совсем в другом городе.
Они бережно хранят фотографии, подаренные им Райкиными.
На одной из них написано рукой Константина: Дорогой Саша, надеюсь, мы все-таки встретимся! И они встретятся.
Только не в 1980-х, а в 2011-м.
Последние годы Аркадия Райкина - это тема, о которой раньше говорили мало.
Райкин умер в годы перестройки.
На редких кадрах - совсем уже пожилой Райкин.
За сценой, перед спектаклем мы видим уставшего, больного человека...
И тем не менее он выходил на сцену и играл до самого конца.
Об этом времени с болью рассказывают родные артиста и молодые актеры, пришедшие в его театр, - Марина Голуб, Михаил Ширвиндт, Сергей Урсуляк.
Аркадий Райкин ушел из жизни в год юбилея революции - 1987.
И вместе с ним фактически ушла целая эпоха.
В фильме приняли участие: Константин Райкин - художественный руководитель театра Сатирикон, сын А.
И.
Райкина, Екатерина Райкина - актриса, дочь А.
И.
Райкина, Роман Карцев - народный артист России, Марина Голуб - заслуженная артистка России, Геннадий Хазанов - народный артист России, Семен Альтов - писатель-сатирик, Дольский - поэт-исполнитель, Сергей Урсуляк - режиссер, Михаил Ширвиндт - актер, Алексей Яковлев - внук А.
И.
Райкина, Наталья Пастухова, Александр Пастухов.
Режиссер фильма: Александр Михайлов.