Экранизация одноименного романа Льва Толстого.Встречая приехавшую из Петербурга мать, молодой блистательный офицер граф Алексей Александрович Вронский знакомится с женой влиятельного петербургского чиновника Анной Аркадьевной Карениной.
Огонь страсти вспыхивает мгновенно, но их любовь шокирует высшее общество.
В мире, где правят предрассудки и стереотипы, Аннеей придётся сделать поистине непростой выбор между семьёй и всепоглощающей страстью...Режиссер фильма Сергей Соловьев вынашивал замысел картины более 10 лет, он же написал сценарий.
По его словам создание сценария было тяжелейшей кропотливой работой, проще было написать новый сценарий любой сложности, ведь испытываешь колоссальную ответственность по отношению к тексту Толстого.
Нужно было переделать это эпическое произведение в драму, а когда это делаешь, линии сталкиваются между собой по-иному, в других временных отношениях, превращаясь из описательных - в драматические.
Я старался сделать это так, чтобы ни в коем случае не насиловать живую органичную плоть романа, старался быть бережным, осторожным, и проводил эту операцию превращения эпоса в драму с максимальной аккуратностью.Над экранизацией великого романа Толстого работала сильнейшая команда.
Художниками-постановщиками Соловьев пригласил Сергея Иванова и Александра Борисова, с которым успешно работает вот уже 40 лет.
Оператор - Сергей Астахов.
Съемкам предшествовала тщательная подготовительная работа с привлечением консультантов-историков и литературоведов, ибо одну из главных задач создатели фильма видели в максимально достоверном отображении эпохи и приближению зрителя к миру романа.
Это касается не только костюмов и съемочных интерьеров.
Например, для знаменитой сцены на катке, специально были изготовлены коньки по старинным эскизам и кресла на полозьях.
А для одного из ключевых эпизодов фильма - скачек - в Петербурге специально построили ипподром, воссозданный по эскизам бывших царских конюшен.
Натурные съемки проходили в Москве, в Архангельском музей-усадьба графа Юсупова, в Ясной поляне музей-усадьба Л.Н.Толстого, Санкт-Петербурге, в Венеции.
Анна Каренина - последний фильм с участием Александра Абдулова, одна из последних киноработ Олега Янковского.Сергей Соловьев об Анне Карениной: Я убежден, что картина будет иметь зрительский успех.
Потому что люди вдруг удивятся, когда узнают, что они живут в стране, где жила Анна Каренина, что она переживала из-за того, что изменяла мужу.
Я убежден, что пока мы не вернемся к той норме, ничего у нас не будет.
Про что фильм? Про полноту душевной жизни нормального, хорошего человека.
Мы изумительно знаем, из чего состоит вся дрянь человеческая.
Но мы совершенно забыли, из каких компонентов состоит душевная жизнь хорошего человека.
И еще о красоте этой жизни.Татьяна Друбич: Анна Каренина - это неисчерпаемая роль.
Это тотальная женщина и работы хватит на всех актрис.
Мне близка толстовская Каренина, а остальное - лишь вариации на тему.Елена Дробышева: У этого кино непростая судьба - между кинопробами и началом съемок прошло около десяти лет.
Однако Сергей Соловьев снимал фильм с теми же артистами, которые изначально пробовались на роли.
С Соловьевым интересно работать, он хороший режиссер - ироничный, с чувством юмора, и на площадке у него всегда царит добрая и праздничная атмосфера.В Анне Карениной я играла Долли Облонскую.
Помните начало романа: Все смешалось в доме Облонских…? Долли - мать кучи детей, жена Стивы Облонского, брата Анны Карениной.
Стиву играл Александр Абдулов, Анну Каренину - Татьяна Друбич.
Когда, готовясь к роли, я перечитывала роман, то была поражена: в этой книге есть все! Если у человека проблемы в семейной жизни, ему не надо ходить к психологу, а нужно прочесть это великое произведение, и он найдет ответы на любые вопросы.Ярослав Бойко чуть не упустил роль Вронского.
Ярослав Бойко: Я бежал по Мосфильму, опаздывал на спектакль в театр.
И тут вдруг ко мне подлетает женщина - позже оказалось, что она шла по коридору от Соловьева, который проводил пробы, и увидела во мне Вронского: Зайдите срочно к режиссеру.
Захожу.
Мне говорят: Давай переодевайся, гримируйся, сейчас у тебя будут фотопробы! А я как психану: Какие, блин, фотопробы? Какой Вронский? У меня тут спектакль через час в Табакерке.
У вас есть десять минут.
Представляете? Это я так сказал Соловьеву.
Но все-таки мы успели сделать несколько кадров.
И уже после этого Сергей Александрович признался мне, что когда я так сказал, он сразу хотел меня крепко послать, но сдержался.
Сегодня я благодарен судьбе за эту роль.
Я оказался в компании Абдулова, Васильевой, Янковского.
Олег Иванович, такой великий, легендарный актер и при этом ни капли высокомерия - он создавал на площадке очень доверительную атмосферу.
Было чему поучиться.
Кстати, тогда он уже был болен, но мы об этом даже не подозревали, узнали, как все, - из газет.
Он работал без устали, хотя многие сцены снимали ночью, а в жару под 30°С и в тяжелых платьях мы просто таяли.
Актриса Мария Аниканова: Мне трудно судить о достоинствах и недостатках фильма: я вижу его изнутри - не как зритель, а как участник создания картины.
Но если сравнивать его фильм с классической экранизацией Александра Зархи с Татьяной Самойловой и Василием Лановым в главных ролях, то очевидно, что трагедию Анны создатели фильмов трактуют по-разному.
Героиня советской экранизации - жертва светского общества и царской бюрократии, которую представляет ее муж, Алексей Александрович Каренин.
И для советского зрителя не было вопроса, почему Анна бросила своего противного мужа, которого играл Николай Гриценко.
А вот нынешней публике не так просто понять, почему героиня изменила тому славному, вполне симпатичному и искренне любящему ее мужу, каким он предстал в исполнении Олега Янковского.
Анна в трактовке Друбич и Соловьева - скорее жертва своих женских страстей, которые усугубляются страстью к морфию - этот порошок она весьма активно употребляет в последних эпизодах фильма.
В общем, ее, бедную, конечно, жалко, но и Вронского понять можно….Мария Аниканова, исполнившая роль Кити на 15 старше своей героини, но на пробах актрисе удалось убедить режиссера, что ей 16 лет, да так, что Соловьев сказал: Маша, тебе не шестнадцать, а всего двенадцать! И… утвердил на роль Кити.Перед первым съемочным днем, где должна была быть сцена на катке, актриса заболела ветрянкой - температура 40, а мазать лицо зеленкой запрещено.
Врач мне сказал, что если просижу дома пять дней, то никого не заражу.
Но я не выдержала и вышла на съемку на четвертый.
И на следующий день половина массовки на площадке не появилась.
Сцену на катке снимали трое суток.
И все это время я каталась на коньках со своей ветрянкой.
Зато на экране ничего не видно! А самое главное - я снималась у Соловьева, в фильме, в котором так хотела работать!Из интервью с Сергеем Соловьевым.
Большая книга.
Я часто рассказываю, что в школе читал Анну Каренину как дурак.
Листал там что-то...
Однажды летом на даче нашел книжку с оторванными первыми страницами, стал читать и сгорел до волдырей - не мог оторваться.
Это была Анна Каренина.
Я прочитал ее всю - читал, когда уже стемнело, читал, когда ехал назад в электричке.
Она меня поразила не какой-нибудь общественно-полезной или лично мне полезной мыслью.
Она меня поразила своей художественной красотой и картинами жизни.
Ричард Гир, когда узнал, что я буду ставить Анну Каренину, сказал: Процентов восемьдесят пять голливудских актрис мечтают сыграть Анну Каренину.
Правда, ни одна ее не читала.
То же самое и у нас.
Происходила достаточно сложная операция по внедрению этой идеи в сознание прокатчиков, а заодно и зрителей.Диалектика любви.
Мы привыкли думать, что Анна Каренина это книга об измене.
На самом деле это книга о любви.
Но несмотря на это, из книжки все помнят только о том, что она изменила мужу и бросилась под паровоз.
Восторжествовало такое мещанское отношение к сюжету - не изменяй мужу, и будешь жить долго и счастливо.
А будешь мужу изменять - тут тебе и паровоз.
У того, почему Анна Каренина бросилась под поезд, есть множество причин.
Их все и не назовешь.
Но главное - страх, что уйдет любовь.
Чудовищный страх.
Это ужасно, когда человек любит и вдруг понимает, что это ни от чего не зависит.
И если любовь уйдет, никто уже не сможет это исправить.
Я, встречая женщин, которые мне когда-то нравились, иногда с изумлением думаю, что меня могло с ними связывать.
Это страшное чувство.
А в случае Анны Карениной особенно страшное.
Так что смерть Анны Карениной, это у Толстого не морализаторство, это живая жизнь.
Морализаторство Льва Николаевича это скорее Кити Щербатская.
Толстой теоретически знает, что хорошо бы каждому Левину найти свою Кити.
Но как умный человек и потрясающий художник, понимает, что, во-первых, Кити дура.
Во-вторых, в этой истории есть что-то телевизионно-успокаивающее.
Плодитесь и размножайтесь, и вообще мы будем самая сильная нация в мире...
Новая мораль.
А вот Долли со Стивой это уже интересно.
Есть по поводу Долли один интересный момент.
Про него я не сам понял, мне Левинталь сказал главный художник-постановщик Большого театра.
Мы с ним разговаривали на эту тему, и он меня спросил, понял ли я, кто такая Долли.
Я ему ответил, что, конечно, понял.
На что он мне ответил, что я ничего не понял, и чтобы понять, кто такая Долли, надо уяснить один момент.
Когда Долли уезжала от Анны, та ей так заморочила голову, что она ехала и думала: Наверное, и мне надо с кем-нибудь изменить Стиве.
Но не могла понять с кем.
Понимаете, ей вдруг очень захотелось изменить, но она не знала с кем.
Я это как-то пропускал, а умный Левинталь заметил.
Что? Нет, никакое это не морализаторство.
Наоборот.
Долли хотела изменить мужу с кем-то именно с точки зрения морализаторства.
Но не знала с кем.
Это уже не морализаторство, это мораль.Фестивали и премии: 2009 г.
- КФ Созвездие.
Приз Гильдии актеров кино России За лучшую Анну Каренину в 21 веке на мировом экране Татьяна Друбич: 2009 г.
- КФ Созвездие.
Приз за лучшую главную мужскую роль Олег Янковский; 2009 г.
- Премия Золотой Орел.
За вклад в отечественный кинематограф и за все последние роли Олег Янковский; 2010 г.
- победитель премии Ника за 2009 год в номинации Лучшая работа художника по костюмам.
Актеры: Александр Абдулов, Олег Янковский, Екатерина Васильева, Ярослав Бойко, Сергей Гармаш, Эдуард Марцевич, Екатерина Волкова, Людмила Максакова, Татьяна Друбич, Евгения Крюкова, Елена Дробышева, Мария Аниканова, Людмила Савельев
Режиссер фильма: Сергей Соловьев