Если бы Толе Папанову в детстве сказали, что из него со временем получится великий артист, он, наверное, не поверил.
Ни воспитание, ни внешность, ни тем более проблемы с дикцией выбору профессии актера не способствовали.
Но была мечта! Юный Папанов частенько бывал на Мосфильме, стараясь, где только возможно, подрядиться в массовку одним из штурмующих Зимний дворец в фильме Ленин в Октябре был именно Папанов.
В свободное от этого хобби время он работал на заводе.
Однажды из-за чьей-то кражи на производстве 15-летнему Анатолию пришлось провести несколько дней в Бутырке.
Когда началась война, Папанов ушёл на фронт.
Вернулся инвалидом.
Спустя время, когда его спрашивали о ранении, Анатолий Дмитриевич тихо говорил: Немец мне полпятки срезал.
Врачи не верили, что он сможет ходить.
Но он смог.
И после демобилизации, опираясь на палочку, пришел в ГИТИС.
Пришел и поступил.
В ГИТИСе он встретил свою единственную любовь - однокурсницу Надежду Каратаеву.
Позже Папанов говорил: Я - однолюб: одна женщина, один театр.
После окончания ГИТИСа Анатолия Дмитриевича пригласили сразу три московских театра: МХАТ, Малый и Вахтангова.
А вот его жене места в столичных труппах не нашлось, и ее распределили в Прибалтику.
На одной чаше весов оказалась карьера, на другой - семейное счастье.
Папанов выбрал последнее, уехав в Клайпеду.
Когда они вернулись, Папанова с трудом взяли в Театр Сатиры.
Долгие годы Анатолий Дмитриевич выходил на сцену в ролях кушать подано, в то время как карьера его жены шла вверх.
Невостребованность очень угнетала Папанова.
Тоска, отчаяние, неверие в себя и, как следствие, увлечение алкоголем.
Жена плакала и задумывалась о разводе.
Но в день смерти своей матери Папанов бросил пить.
Раз и навсегда.
Жизнь стала налаживаться.
В театре появились главные роли.
В 1963-м году, после фильма Живые и мертвые, пришел успех в кино.
Дайте жалобную книгу, Зеленый огонек, Дети Дон-Кихота, Наш дом, Берегись автомобиля, Бриллиантовая рука - в среднем Папанов был занят в трех фильмах в год.
Середина 80-х оказалась для Анатолия Дмитриевича в творческом плане необычайно плодотворной.
Он поставил спектакль по пьесе Горького Последние.
В ГИТИСе работал со студентами.
Кино в эти годы он отодвинул на второй план.
Но только до того момента, пока в его руки не попал сценарий фильма Холодное лето 53-го.
Это был фильм о судьбе его поколения, боль и достоинство которого он пронес через всю жизнь.
Эта лента стала для него последней.
Вернувшись в Москву из экспедиции после съемок этого фильма, Папанов встретил соседа, который сообщил ему, что в доме нет горячей воды.
Ничего, помоюсь под холодной, - сказал Анатолий Дмитриевич.
Позже врач констатирует: У него не было ни инфаркта, ничего.
У него просто остановилось сердце.
5 августа 1987 года Папанова не стало.
11 августа в Риге, должен был идти Вишневый сад, где Папанов играл Гаева.
Это был день его похорон.
В фильме приняли участие: Надежда Каратаева, вдова А.
Папанова,
Елена Папанова, дочь А.
Папанова,
Александр Прошкин, кинорежиссер,
Вера Васильева, Народная артистка СССР,
Михаил Державин, Народный артист России.
Авторская программа Валентины Пимановой Кумиры в формате документального кино.