…Я не считаю себя ни актрисой, не писателем.
Я человек.
Иногда я занимаюсь одним, иногда - другим.
Иногда я снимаюсь, иногда провожу мастер-классы.
Иногда беседую с друзьями.
Иногда хожу за грибами, - так о себе говорит одна из самых удивительных женщин нашего времени Алла Демидова.
К юбилею артистки телеканал ТВ Центр покажет премьеру документального фильма Алла Демидова.
Сбылось - не сбылось.
Держаться подальше от толпы, не пускать никого в свое жизненное пространство - для актрисы Демидовой это простая формула самосохранения.
Она всегда в стороне от конфликтов, житейских бурь, шумных компаний.
От людей.
- Я мало общаюсь, не хожу по улицам, не хожу в магазины.
Иногда в театр сходишь, но как-то люди деликатно обходят.
Может быть, я приучила своим строгим видом отпугивать от себя, - говорит в фильме Алла Демидова.
Одиночество, аскетизм - они родом из детства.
Алла Сергеевна не помнит ни одной елки, ни одного дня рождения… Она родилась в Москве 29 сентября 1936 года.
Когда отец ушел на фронт, ей было всего шесть лет.
Он погиб в 1944-м под Варшавой.
Кажется, это был единственный человек, который любил ее искренне и по-настоящему.
Отчиму она была не нужна, а мать любила ее по-своему.
Поэтому девочка мечтала, чтобы в школе ее заметили, оценили.
Почему же ее недолюбливали одноклассницы? И за что ее жестоко наказали? Стать великой актрисой она мечтала с детства.
Но экзамены в Щукинское театральное училище провалила - дикция подвела.
А МГУ, где, кстати, работала ее мама, принял вчерашнюю школьницу на экономический факультет.
Именно в МГУ она увлеклась ролями в студенческом театре у Ролана Быкова.
И увлечение в итоге победило.
Она стала студенткой Щукинского училища, куда поступила-таки со второй попытки.
Первая большая роль Демидовой - в фильме Дневные звезды у самого Игоря Таланкина.
Она сыграла голос блокадного Ленинграда, поэтессу Ольгу Берггольц.
Затем несомненная профессиональная удача - работа с Андреем Тарковским.
Он предлагал ей в Рублеве сыграть дурочку, но она отказалась.
Потом, конечно, жалела.
Сыграла в его Зеркале.
Ее самый главный, чудовищный, страшный парадокс - она феноменально умная.
Артистки не должны быть такими умными.
Много мудрости, много печали.
Она очень прозорливый человек, очень остро и точно понимает вещи, которые не свойственны ее поколению, - говорит режиссер Кирилл Серебренников.
Почему же такую необыкновенную женщину не приняли в театр Вахтангова? Из-за чего она ушла из любимого театра на Таганке? Как общение с экстрасенсами в молодости помогает Демидовой воздействовать на зрителя? Что ей сказала предсказательница Ванга? Демидова всегда максимально сдержанна, закрыта, неприступна.
Это часто отпугивает от нее мужчин.
Но вот Владимир Котелкин - первый муж актрисы - не испугался.
Отличный переводчик, до последнего времени преподавал в МГУ.
Образованный, интеллигентный, с хорошим манерами.
Но этот брак не был продолжительным: супруг мечтал о доме, о семье, супруга - о карьере.
И вскоре она встретила новую любовь.
Владимир Валуцкий был очень известным киносценаристом.
Начальник Чукотки, Мэри Поппинс, до свидания, Приключения Шерлока Холмса, Зимняя вишня, Берегите женщину, Адмирал - это все по его сценариям снято.
Когда они поженились в 1961 году, им было по двадцать пять лет.
Как жили супруги? Был ли семейный союз еще и творческим? Что могла и не могла простить актриса мужу и как пережила его смерть? Алла Демидова - человек невероятной энергии.
До сих пор для своих моноспектаклей она сама выбирает репертуар, площадки.
Пишет книги, хотя и не любит, когда ее называют писательницей.
У нее за плечами такая огромная жизнь, такой огромный опыт, такие встречи, весь 20 век, - говорит режиссер Кирилл Серебренников.
- Но нет ощущения остановки, завершенности этого проекта, а есть ощущение, что еще много дверей надо открыть, еще и еще, и еще, и там еще что-то может быть…