Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет... в 15:15 на канале Россия Культура
3 августа 1998 года ушел из жизни один из наиболее значительных деятелей музыкальной культуры второй половины XX века Альфред Шнитке.
В день памяти выдающегося композитора, музыковеда, педагога в эфире телеканала Россия К - документальный фильм Дух дышит, где хочет… 3 августа, 18: 05; 0: 45.
Документальный фильм Дух дышит, где хочет… построен в форме воображаемого монолога композитора, перемежающегося с воспоминаниями его друзей и близких.
О Шнитке, его мировосприятии, неординарности его музыки и творчества рассказывают: вдова композитора Ирина Шнитке, режиссер Андрей Хржановский, балетмейстер Джон Ноймайер, скрипач Гидон Кремер, альтист Юрий Башмет, виолончелист Александр Ивашкин автор книги Беседы с Альфредом Шнитке, а также духовник композитора Николай Ведерников.
В фильм вошли редкие фотографии, хроникальные кадры, съемки в Гамбурге, Вене - городах, где жил композитор.
Альфред Шнитке родился в 1934 году в городе Энгельсе - на тот момент столице Автономной республики немцев Поволжья.
В 11 лет он с семьей оказался в Вене, куда командировали его отца - корреспондента и переводчика - для работы в газете Osterreichische Zeitung.
Здесь мне было позволительно быть немцем, здесь мое имя не обращало на себя внимание, и здесь повсюду была столь желанная музыка, - вспоминал композитор.
Именно здесь, в Вене, он начал серьезно заниматься музыкой с педагогом, и окончательно убедился, что в этом и есть вся его жизнь.
Его целью было именно писать музыку, а не пробивать ее, не устраивать ей комфортное житье.
У него не было желания, чтоб его музыку играли ежедневно все радиостанции мира.
Этим он отличался от многих композиторов, - уточняет Родион Щедрин.
По воспоминаниям друзей и близких Шнитке был очень скромным, сдержанным, немногословным человеком, и, даже будучи уже известным композитором, никогда не устраивал вокруг себя никакого шоу.
Он никогда не хотел и всегда боялся, что будет слишком понимаемым, слишком признанным.
Альфред Гарриевич был сомневающимся творцом, что для музыканта является очень ценным качеством, и понимал, что он не Бог, а всего лишь проводник, просто композитор, профессионал своего дела.
Но обычным человеком его никто не считал.
Он был медиумом, совмещающим в себе две сферы: мог быть очень простым, абсолютно земным, и в то же время совершенно другим - тем, кто улавливает такие вещи, которые обыкновенные люди улавливать не могли, - рассказывает Александр Ивашкин.
Через музыку Шнитке передавал не столько интеллектуальную, рациональную, сколько свою эмоциональную реакцию на мир, в том числе и духовный.
Для него это было единственно верным.
Композитор считал, что нужно всегда делать то, что задумал, и делать это максимально хорошо, а стоит только отклониться от намеченного пути, ничего не получится.
Свою киномузыку, например, он долгое время не воспринимал серьезно, несмотря на то, что проработал в этой сфере 17 лет, по словам самого композитора, гораздо дольше, чем следовало бы.
Но в какой-то момент его перестал удовлетворять разрыв между лабораторной академической и так называемой коммерческой музыкой, и он принял для себя решение эту пропасть преодолеть: Сначала я считал так: то, что я делаю в кино, не имеет ко мне никакого отношения, а я - здесь, чистенький, весь в своих авангардных сочинениях.
Но потом я понял, что этот номер не пройдет: я должен отвечать за все, что написал.
Многие считают, что в своей музыке Шнитке очень четко удавалось выражать добро и зло.
Самым трудным для себя композитор считал непосредственное выражение добра, а зло он передавал очень оригинально - с помощью чересчур красивой и запоминающейся музыки и рассуждал так: Шлягер и есть самое большое зло, паралич индивидуальности, уподобление всех - всем.
Естественно, зло должно привлекать: оно должно быть приятным, соблазнительным, принимать облик чего-то легко вползающего в душу.
Шлягер - хорошая маска для всякой чертовщины, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность.
Но даже в самой страшной ситуации, которую изображал композитор, не возникает ощущения фатальности, потому что неизменно всегда в его музыке проявлялась некая добрая суть.
Он считал, что так и должно быть.
И к смерти Шнитке относился очень филососфски: единственное, чего ему хотелось - написать хотя бы то, что он наметил.
Пережив три инсульта и даже потеряв речь, он все равно продолжал сочинять.
Это был человек безграничных возможностей, - вспоминает Александр Ивашкин.
- И духовных, и музыкальных, и интеллектуальных, и его жизнь оказалась слишком короткой по сравнению с тем, что он мог бы еще сделать
ВИДЕО: Альфред Шнитке Дух дышит, где хочет
Альфред Шнитке. Дух дышит, где хочет @SMOTRIM_KULTURA
Из дневника Альфреда Шнитке
Дух дышит, где хочет... Going Where the Spirit Blows...
Памятник на могиле композитора Альфреда Шнитке на Новодевичьем кладбище Москвы.
Что значит выражение «Дух дышит где хочет»?
Сегодня, 3 августа день смерти Альфред Шнитке советский композитор, педагог, деятель искусств
Пожалуйста, после просмотра фильма напишите свой отзыв для других посетителей, которые еще не посмотрели этот фильм.
Следующие фильмы и передачи на канале Россия Культура в 16:10 30.08.2020