В 90-е годы торговцами товарами широко потребления стали миллионы жителей России.
Не от хорошей жизни в челноки подались учителя, врачи, младшие научные сотрудники.
Кто-то преуспел, а кто-то прогорел или вовсе пропал без вести.
Да, успешные барыги жили лучше многих, ездили за ширпотребом в Польшу, Китай, Турцию, Италию и ОАЭ.
Но какую цену они заплатили, чтобы вырваться из нищеты, поставить на ноги семью? И с чем остались после кризиса 1998 года? Об этом - в фильме Граждане барыги! из публицистического цикла 90-е.
Граждане барыги, это ограбление - готовьте деньги!.
Эту фразу, выбранную в качестве названия фильма, в лихие 90-е слышали почти все челноки, которых нещадно потрошили бандиты.
Почему-то вслед за криминалитетом, окрестившим людей с огромными клетчатыми сумками пренебрежительным словом барыги, негативным отношением к челнокам преисполнилось едва ли не все население страны, охваченной первоначальным накоплением капитала.
После развала Советского Союза, напоминают авторы фильма, страну лечили при помощи шоковой терапии.
Правительство отпустило цены, и за короткое время пустые прилавки магазинов заполнились.
Но большинство людей не могли купить эти заграничные продукты и ширпотреб - у них не было денег.
Одно за другим закрывались предприятия, на тех, что еще держались наплаву, не платили зарплату.
Самым простым и быстрым способом заработать была торговля.
Казалось, что вся страна превратилась в огромный рынок, а в сферу челночной торговли оказались вовлечены более десяти миллионов человек.
Сотни тысяч новоявленных оптовиков устремились в Польшу, Турцию, Китай, Италию, ОАЭ и...
Москву за ширпотребом.
Причем большинство из них, до 70%, были женщины, которые еще вчера работали медсестрами, учительницами, работницами фабрик.
Понижение социального статуса их не сломило, ведь они уже не рассчитывали на государство, не надеялись на вечно пьющего и ноющего мужа: их задача - выжить и спасти семью!
Писатель Мария Арбатова свидетельствует: На самом деле это подвиг.
Каждая женщина, у которой был взрослый ребенок, понимала, что если она не заработает, то ее мальчик уйдет в бандиты, а девочка - в проститутки...
Челночницы привозили в Россию 30% товаров народного потребления, но государству было совершенно не до этих теток с огромными баулами.
Зато ими очень интересовались представители организованных преступных группировок ОПГ.
Челночный бизнес - концентрация криминала: общий грех - неуплата налогов, черный нал, сокрытие реального объема ввозимых грузов.
Неудивительно, что челноков прессовали бандиты - требовали дань со всех торгующих на рынках, останавливали автобусы по дороге в Польшу.
Тех, кто отказывался платить, били, а могли и прикончить! Какое неожиданное открытие сделали челноки, скрутив двух вооруженных грабителей, напавших на автобус? За что бандиты сожгли дом таможенницы из Гродно вместе с ее хозяйкой? Из-за чего челнок мог мгновенно стать банкротом? К каким хитростям прибегали женщины, чтобы провезти валюту через таможню?
Но среди всех этих испытаний - многодневных очередей на границе, поборов на таможне, ночевок в клоповниках - были и светлые моменты.
Не только радость от удачной сделки, но и романтика отношений, возникавших в дальних заграничных вояжах.
В какой стране у российских челночниц случались самые яркие лав-стори? Что помимо выгодных контрактов прельщало российских бизнес-леди в Италии? Какую песню Татьяны Булановой можно назвать челночным гимном?
Кризис 1998 года больно ударил по челнокам.
Их бизнес напрямую зависел от курса доллара, а цена валюты выросла в несколько раз.
У многих были кредиты, такого удара никто не ожидал.
Постепенно челноки превратились в уходящую натуру - в нулевые товары в Россию уже везли крупные фирмы.
Клетчатые сумки и огромные баулы остались в прошлом.
Как сложились судьбы участников челночного движения вслед за его крахом? Почему автор памятника челнокам в Белгороде изобразил их худыми и изможденными?
Челноки мало спали, таскали неподъемные тяжести, отбивались от бандитов и нечистых на руку чиновников, но сохраняли оптимизм и жизнелюбие! Это были люди с непробиваемой нервной системой.
Как говорит один из героев фильма, едва ли не все нынешние успешные бизнесмены прошли через школу челночного движения.