Самолет МиГ-29: характеристики, особенности, преимущества и недостатки
МиГ-29 "Фулкрум" поступил на вооружение советских ВВС в 1982 году и стал первым истребителем четвертого поколения, поступившим на вооружение страны. Самолет относился к среднему классу, как и F-18C Hornet ВМС США, и имел схожую двухдвигательную компоновку. Созданный для борьбы с американскими истребителями F-16 и F-15, самолет долгое время считался непревзойденным по летным характеристикам, а его маневренность оставалась вне конкуренции, особенно на малых скоростях.
Истребитель получил новое поколение ракет класса "воздух-воздух", включая Р-27 и Р-73, предназначенных для ведения боя на дальних и ближних дистанциях, которые, по общему мнению, превосходили западные аналоги того времени. Это привело к тому, что США в конечном итоге представили более мощные AIM-120 и AIM-9X, чтобы восстановить свое преимущество после окончания холодной войны.
МиГ-29 также стал первым серийно выпускаемым истребителем, оснащенным инфракрасной системой поиска и слежения, которую американские самолеты начали широко внедрять лишь три десятилетия спустя, что позволило ему действовать без радиолокационной заметности на средних дистанциях. Несмотря на свои передовые возможности, к концу 1980-х годов МиГ-29 был самым дешевым советским истребителем, находившимся в производстве. Его появление последовало за появлением гораздо более тяжелого и дорогостоящего перехватчика четвертого поколения МиГ-31 Foxhound годом ранее и предшествовало появлению Су-27 Flanker, который был тяжелым истребителем превосходства в воздухе из того же весового диапазона, что и американский F-15 Eagle.
Производство МиГ-29 значительно сократилось после распада Советского Союза, поскольку российские ВВС резко сократились, а спрос со стороны бывших стран Варшавского договора в Восточной Европе фактически прекратился.
Постсоветская Россия также перестала предлагать МиГ-29 в обмен на оплату кредитами, что означало, что такие страны, как Куба и Сирия, которые в противном случае не смогли бы позволить себе эти самолеты, были вынуждены ограничить свои планы по их приобретению. Крах иракской экономики и эмбарго ООН на поставки оружия в эту страну, а также давление Запада с целью прекращения продаж МиГ-29 Ирану также положили конец перспективам дальнейших продаж двум богатым нефтью ближневосточным государствам, которые были ведущими заказчиками этих самолетов и, как ожидалось, закупят еще много самолетов в 1990-х годах.
Тем не менее, МиГ-29 широко экспортировался, Северная Корея производила истребители по лицензии, и самолеты получили контракты на продажу по всей Азии, а также в Латинской Америке и большей части Африки. Несмотря на то, что в ВВС России МиГ-29 состоял на вооружении лишь в ограниченном количестве, со временем он был значительно модернизирован, а его усовершенствованные варианты выпускались в основном для нужд экспортных заказчиков. В 2019 году на вооружение поступит усовершенствованный истребитель нового поколения МиГ-35, который также был создан на основе МиГ-29.
Ниже приводится краткая оценка возможностей шести наиболее известных вариантов МиГ-29, а также МиГ-35.
МиГ-29А
МиГ-29А был первоначальным базовым вариантом истребителя Fulcrum, и к моменту распада СССР было произведено около 1000 таких самолетов, из которых около 700 эксплуатировались только в советских ВВС.
Среди других эксплуатантов были Северная Корея, Куба, Сирия, Индия, Иран и Ирак, а также восточноевропейские государства - Болгария, Чехословакия, Восточная Германия, Венгрия, Румыния и Югославия. Хотя Россия больше не поставляет оригинальные самолеты МиГ-29А, а те, что находятся на вооружении за рубежом, во многих странах, таких как Индия и Северная Корея, были модернизированы, базовые МиГ-29А с небольшими усовершенствованиями продолжают служить в таких странах, как Сирия, Сербия, Эритрея и Куба, а также в ряде государств - наследников СССР. Истребители обладали впечатляющими летными характеристиками, но были ограничены возможностями обмена данными и относительно слабым радаром. Хотя радар МиГ-29А был намного мощнее, чем у американского F-16A, для конкуренции с которым они создавались, по мере совершенствования радарных технологий в 1990-х и 2000-х годах он становился все более посредственным. Дальность полета самолета также была относительно ограниченной из-за высокого расхода топлива двух двигателей. Это заставило Россию вложить значительные средства в усовершенствование истребителей, оснастив их новыми датчиками и более экономичными двигателями, а также увеличив внутренний запас топлива.
МиГ-29С/СЭ
Относительно консервативная ранняя модернизация конструкции МиГ-29, МиГ-29С широко использовался Перу, Суданом, Алжиром и другими странами. Истребители получили четыре новых компьютера и новую систему управления полетом, обеспечивающую лучшую управляемость. Самолет может нести большую боевую нагрузку, чем оригинальный МиГ-29А, и оснащен новой системой радиоэлектронной борьбы L-203BE "Гардения-1". Наиболее заметным усовершенствованием МиГ-29С по сравнению с МиГ-29А является интеграция радара "Фазотрон Н019М", который позволяет самолету действовать гораздо более автономно без поддержки наземного управления. Самолет также может отслеживать большее количество целей, доведя их общее число до десяти, и гораздо лучше приспособлен для точного применения боеприпасов класса "воздух-земля". Модернизированный МиГ-29С был также разработан с учетом интеграции ракеты класса "воздух-воздух" Р-77, которая обеспечивает активное радиолокационное наведение и возможность "выстрелил и забыл", а по общим характеристикам схожа с американской AIM-120C.
МиГ-29СМТ
МиГ-29СМТ был разработан как пакет модернизации для оригинального МиГ-29А и широко продавался за рубежом среди эксплуатантов старой конструкции. Самолет заметно отличается за счет увеличенного хребта, в который помещается больше внутреннего топлива, что позволяет увеличить дальность полета истребителя до 2 100 км. Дополнительный вес компенсируется установкой двигателей РД-33 серии 3, каждый из которых развивает тягу 81 кН, что позволяет не снижать летные характеристики МиГ-29 за счет большего количества топлива. Истребитель оснащен кабиной пилота с ручным управлением (HOTAS) и цветными жидкокристаллическими многофункциональными дисплеями, а его авионика и датчики гораздо лучше приспособлены для управления современным управляемым оружием класса "воздух-земля". Радар "Жук-МЭ" революционизирует ситуационную осведомленность по сравнению с оригинальным МиГ-29А и позволяет поражать больше целей одновременно. SMT особенно ценится за возможность использования в качестве пакета модернизации для доведения до современных стандартов многочисленных истребителей МиГ-29А по всему миру, включая сотни, находящихся на хранении в самой России. Более консервативный пакет модернизации МиГ-29СМТ, имеющий ряд сходств, - МиГ-29БМ - был разработан в Беларуси и использовался для модернизации собственных самолетов, а также самолетов ВВС Бангладеш.
МиГ-29UPG
МиГ-29UPG - самолет, аналогичный МиГ-29СМТ, но разработанный специально под требования ВВС Индии. Как и SMT, UPG в первую очередь является пакетом модернизации для старых самолетов МиГ-29А, включая те, которые уже состоят на вооружении ВВС Индии, а также несколько самолетов, проданных Индии с хранения в России. Самолет использует ту же РЛС "Жук-МЭ", что и МиГ-29СМТ, и отличается от него в основном тем, что в нем используется авионика нероссийского производства. Контракт стоимостью 900 миллионов долларов на модернизацию 69 истребителей МиГ-29А для ВВС Индии был подписан в 2011 году, впоследствии были размещены многочисленные заказы, в том числе в 2019 и 2020 годах.
МиГ-29М
МиГ-29М представляет собой наиболее радикальную и амбициозную модификацию конструкции МиГ-29, представленную на вооружении всех ВВС мира. В отличие от вышеупомянутых вариантов, которые были направлены на улучшение планера базового МиГ-29А и доступны в виде пакетов модернизации, МиГ-29М представляет собой перепроектирование планера с целью оптимизации характеристик. Технологии, разработанные для МиГ-29М, оказали значительное влияние на другие работы по модернизации, такие как МиГ-29СМТ. Предложение пакета модернизации СМТ позволило странам использовать многие возможности варианта М без необходимости приобретать новые постсоветские самолеты. Это было особенно важно в связи с огромным количеством МиГ-29, построенных в советское время. Однако, используя новый планер, МиГ-29М можно было перепроектировать в более легкий и прочный самолет, используя новые композитные материалы. Его воздухозаборники были значительно переработаны, а внутренний объем топлива значительно увеличен, что вместе с возможностью дозаправки в воздухе обеспечило гораздо большую выносливость. Очень популярный самолет в России среди любителей авиации и самолетов - сотни тысячи фанатов в социальных сетях и множество предложений одежды с изображением МиГ-29 как https://keltr.ru/futbolki/samolet_mig_29/ делают из этой модели статус культовой.
Срок службы МиГ-29М был увеличен до 4000 часов, а техническое обслуживание стало проще и эксплуатационные расходы снизились по сравнению с более старыми вариантами. Двигатели РД-33МК, установленные на истребителе, обеспечили превосходные летные характеристики, а интеграция РЛС "Жук-МЭ" - значительно большую ситуационную осведомленность. Среди особенностей истребителя можно отметить установку активной помехи MSP-418K, предназначенной для подмены радиолокационных управляемых ракет, и прицельной системы T220/e для повышения точности ударов с воздуха по земле. Такие ракеты, как крылатая ракета Х-35 и ракета класса "воздух-воздух" Р-77, широко использовались на новых самолетах, которые были поставлены на экспорт в Египет и Алжир в количестве 46 и 14 самолетов соответственно. МиГ-29М считается истребителем поколения "4+" и заполняет пробел между оригинальным МиГ-29А и МиГ-35 поколения "4++". Этот самолет был менее популярен на экспортных рынках, чем модернизированные самолеты на базе оригинального планера МиГ-29А, такие как МиГ-29С и СМТ, из-за их более высокой стоимости.
МиГ-29К
МиГ-29К - это производная МиГ-29М для авианосцев, представляющая собой наиболее мощные варианты истребителя Fulcrum. Самолет является основным истребителем авианосного базирования ВМС Индии, а также в ограниченном количестве размещается на единственном российском авианосце "Адмирал Кузнецов", где в 2016 году он принимал ограниченное участие в боевых действиях против исламистских повстанцев в Сирии. По сравнению с МиГ-29М, МиГ-29К имеет усиленный планер и шасси, чтобы выдерживать нагрузки при посадке на авианосец, и использует хвостовой крюк, чтобы иметь возможность работать с авианосцами, использующими амортизационные устройства. Складные крылья истребителя позволяют хранить его на палубе или внутри авианосца с минимальными затратами пространства, также была расширена колея шасси истребителя. Использование на истребителе бездымных двигателей РД-33МК, мощность которых на семь процентов больше, чем у базовых РД-33, применявшихся на старых модификациях МиГ-29, делает самолет более пригодным для эксплуатации на авианосцах.
МиГ-35
МиГ-35 был разработан как преемник МиГ-29 из того же весового диапазона, и хотя он обладает передовыми возможностями поколения "4++", его конструкция заимствована у МиГ-29М. Истребитель производится по более современным технологиям с использованием новейших композитных материалов, что упрощает его обслуживание и повышает долговечность, а также способствует повышению уровня боевой готовности. Истребитель, поступающий на вооружение с 2019 года, первым в ВВС России получил носовую РЛС "Фазотрон-Жук-АЕСА", позволяющую отслеживать цели на расстоянии более 300 км и одновременно до 30 целей. Этот мощный набор датчиков позволяет использовать целый ряд новых видов вооружения, включая ракеты класса "воздух-воздух" Р-37М с дальностью полета 400 км, крылатые ракеты Х-36 и, возможно, управляемые ракеты класса "воздух-воздух" К-77 АПАА с дальностью полета более 190 км. Крылатые ракеты Х-36 в сочетании с мощным комплексом датчиков истребителя обеспечивают гораздо более мощный ударный потенциал, чем когда-либо имел менее совершенный МиГ-29. Самолет также может похвастаться увеличенной по сравнению с МиГ-29 боевой нагрузкой и способен размещать до восьми ракет - вдвое больше, чем американский F-35, и столько же, сколько такие тяжелые истребители, как F-15C и Су-27С. В истребитель интегрированы и другие новые технологии, включая лазерное оружие и ограниченное применение искусственного интеллекта, и ожидается, что в конечном итоге он полностью заменит МиГ-29М в производстве.
. . . . . . . . . . . .Как подобрать БАДы?
Идеальное свидание в Москва-Сити: 6 незабываемых мест для романтики
Orlauf Ester: простой, но комфортный
Как пенсионеру получить кредит в Казахстане: детальная инструкция
Нетология: Ключевые аспекты онлайн обучения современным профессиям и где почитать отзывы о курсах
Генераторы видео, использующие нейронные сети онлайн
Что подарить ребенку в 2024 году
Особенности российского похоронного бизнеса
Выбираем строительный пылесос для ремонтных работ